Презентация, доклад по дисциплине Основы философии на тему: Человек и религия

Содержание

Человек и религияРелигиозное понимание Бога и теологияРазновидности религиозных ученийПроисхождение религийИсторическое значение религийМногообразие религиозных и философских представлений о Боге

Слайд 1Человек и религия
Основы философии

Человек и религияОсновы философии

Слайд 2Человек и религия
Религиозное понимание Бога и теология
Разновидности религиозных учений
Происхождение религий
Историческое значение

религий
Многообразие религиозных и философских представлений о Боге
Человек и религияРелигиозное понимание Бога и теологияРазновидности религиозных ученийПроисхождение религийИсторическое значение религийМногообразие религиозных и философских представлений о

Слайд 31. Религиозное понимание Бога и теология
Представление о Боге является одним из

важнейших элементов человеческой культуры.

Вся история общества с древнейших времен до современности в значительной мере связана либо с утверждением Бога, либо с Его отрицанием.

Что же такое Бог? В самом общем смысле Богом обычно называют некое высшее, всемогущее Существо, которое творит мир и им управляет.

1. Религиозное понимание Бога и теологияПредставление о Боге является одним из важнейших элементов человеческой культуры. Вся история

Слайд 4Каждая развитая, религия имеет свою теологию, то есть учение о Боге.

Теология и богословие — понятия-синонимы.

Религиозные учения напрямую связаны с идеей о Боге.

По одной из версий, понятие «религия» происходит от латинского слова «religare», которое означает соединение, связывание, объединение, союз.
Исследователи и теологи полагают, что оно указывает на воссоединение человеческой души с Богом — главную цель религии.

Каждая развитая, религия имеет свою теологию, то есть учение о Боге. Теология и богословие — понятия-синонимы. Религиозные

Слайд 52. Разновидности религиозных учений
Первые представления о Боге отражали в искаженной форме

некоторые реальные процессы и явления природы.

Позже эти представления получили свое развитие в национальных и мировых религиях, которые пришли на смену первобытным религиозным верованиям.

Таким образом, все многообразие религиозных учений делят на три большие группы — первобытные верования, национальные религии и мировые религии

Как правило, выделяют четыре основные формы первобытных верований — фетишизм, тотемизм, анимизм, первобытная магия.


2. Разновидности религиозных ученийПервые представления о Боге отражали в искаженной форме некоторые реальные процессы и явления природы.

Слайд 6Фетишизм
— это наделение особыми, сверхъестественными свойствами какого-либо предмета и последующее поклонение

ему. Таким предметом может быть клык животного, камень, дерево, изображение (икона) и т. д.
Фетишизм— это наделение особыми, сверхъестественными свойствами какого-либо предмета и последующее поклонение ему. Таким предметом может быть клык

Слайд 7Тотемизм
— это вера в существование родственной связи между группой людей (племенем,

родом, общиной) и их мифическим животным или растительным предком. Такой предок считается мистическим покровителем рода. Ему надлежит поклоняться, приносить жертвы и всячески задабривать. Изображение этого мифического предка (тотем) является священным.
Тотемизм— это вера в существование родственной связи между группой людей (племенем, родом, общиной) и их мифическим животным

Слайд 8Анимизм
— это вера в существование душ и духов, которыми наделяются различные

объекты, процессы и явления природы.
Анимизм— это вера в существование душ и духов, которыми наделяются различные объекты, процессы и явления природы.

Слайд 9Первобытная магия
— это вера в возможность воздействия на людей, животных и

процессы природы с помощью особых ритуальных действий.
Первобытная магия— это вера в возможность воздействия на людей, животных и процессы природы с помощью особых ритуальных

Слайд 10Национальными
называются религии, имеющие распространение в пределах ограниченного географического пространства среди определенных

наций и народностей:

Индуизм
Конфуцианство
Даосизм
Олимпизм
Орфизм
Зороастризм
Иудаизм
Синтоизм
Вуду
Бон-по
Национальныминазываются религии, имеющие распространение в пределах ограниченного географического пространства среди определенных наций и народностей:Индуизм КонфуцианствоДаосизмОлимпизмОрфизм ЗороастризмИудаизмСинтоизмВудуБон-по

Слайд 11Мировые религий
На начало XXI века к их числу было принято относить

буддизм, христианство и ислам. «Мировыми» их называют потому, что они распространены по всему земному шару и имеют большое количество последователей.

Мировые религийНа начало XXI века к их числу было принято относить буддизм, христианство и ислам. «Мировыми» их

Слайд 12Буддизм:
появляется в Древней Индии в VI веке до нашей эры.
Основателем

буддизма явился принц-отшельник Сиддхартха Гаутама, получивший духовный титул Будда (Просветленный).
Буддизм развивался как этико-философское и религиозное учение.
Последователи — 256 млн. человек.

Буддизм:появляется в Древней Индии в VI веке до нашей эры. Основателем буддизма явился принц-отшельник Сиддхартха Гаутама, получивший

Слайд 13Христианство:
появляется на Ближнем Востоке в I веке.
Основатель христианства — иудейский

духовный учитель — Иисус Христос.
В Средние века единое христианство разделяется на две своих разновидности — западное христианство (католицизм) и восточное христианство (православие).
Несколько столетий спустя, в результате попыток реформации католицизма, от него отделяется новое христианское течение, получившее название — протестантство.
В рамках католицизма, православия и протестантства существует множество различных течений и сект.
Последователи христианства — 998 млн человек.
Христианство:появляется на Ближнем Востоке в I веке. Основатель христианства — иудейский духовный учитель — Иисус Христос. В

Слайд 14Ислам (мусульманство):
появляется на Аравийском полуострове в VII веке.
Основатель — арабский

пророк Мухаммед.
Основные религиозные разновидности ислама называются — шиизм, суннизм и суфизм.
Последователи — 592 млн. человек.
Ислам (мусульманство):появляется на Аравийском полуострове в VII веке. Основатель — арабский пророк Мухаммед. Основные религиозные разновидности ислама

Слайд 153. Происхождение религий
Теологическая теория внутренней религиозности человека.

Ее основная идея состоит

в том, что Бог предполагается реально существующим всемогущим высшим существом. Человек, утверждают сторонники этой теории, это всегда в прошлом внутренне чувствовал и ощущает по сей день. Из этого внутреннего ощущения и появляется идея о неком высшем существе — Боге, рождается стремление понять Его и формируется религия как одна из форм духовной жизни общества.
3. Происхождение религийТеологическая теория внутренней религиозности человека. Ее основная идея состоит в том, что Бог предполагается реально

Слайд 16Идеалистическая концепция Георга Гегеля была близка вышеотмеченной теории. Гегель утверждает, что

истоки религии находятся в самом человеке, в его духе и разуме, так как человеческий дух есть отражение Мирового Духа. Через человека Мировой Дух познает самого себя и окружающий мир. Религия — один из важнейших инструментов этого познания.
Идеалистическая концепция Георга Гегеля была близка вышеотмеченной теории. Гегель утверждает, что истоки религии находятся в самом человеке,

Слайд 17Антропологическая теория Людвига Фейербаха. Фейербах полагал, что не Бог порождает человека,

а наоборот — человек порождает Бога. Как это возможно? Человек отчуждает от себя свои лучшие духовные качества и переносит их на выдуманное всемогущее существо (Бога). Поэтому духовные качества Бога — это качества самого человека.
Религия порождается желанием человека освободиться от бед и тревог и получить благо, но не через себя, а через высшее существо — Бога.
Антропологическая теория Людвига Фейербаха. Фейербах полагал, что не Бог порождает человека, а наоборот — человек порождает Бога.

Слайд 18Материалистическая гипотеза Фридриха Энгельса.
Ее суть — религия появляется как фантастическое

отражение в головах людей реальных внешних сил, которые господствуют над ними. В этом отражении реальные земные силы становятся божественными и неземными.
Материалистическая гипотеза Фридриха Энгельса. Ее суть — религия появляется как фантастическое отражение в головах людей реальных внешних

Слайд 19Психологическая концепция религиозности (Зигмунд Фрейд и др.).
Ее главная идея —

представления о Боге появляются в результате естественного взаимодействия человека и природы, когда человек еще не обладает реальными познаниями ее законов. Религия есть механизм психологической компенсации человека перед враждебным и неведомым ему миром природы и внутренним миром инстинктов.
Психологическая концепция религиозности (Зигмунд Фрейд и др.). Ее главная идея — представления о Боге появляются в результате

Слайд 20Теософская теория происхождения религий (Елена Блаватская и др.) совмещает в себе

идеалистическую теологию и научный материализм.
Ее суть: высшие духовные существа реально существуют, но не являются сверхъестественными, а представляют собой космические формы жизни более высокого уровня развития, чем человек. В своей истории человек много раз имел возможность наблюдать их различные проявления. В искаженном виде это отражалось в религиозных учениях о богах, ангелах и прочих мистических существах.
Теософская теория происхождения религий (Елена Блаватская и др.) совмещает в себе идеалистическую теологию и научный материализм. Ее

Слайд 214. Историческое значение религий


с религией связаны как прогрессивные, так и регрессивные

социальные явления и процессы. Вот некоторые самые значительные из них.
4. Историческое значение религийс религией связаны как прогрессивные, так и регрессивные социальные явления и процессы. Вот некоторые

Слайд 22Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией и религиозным мировоззрением.
Утверждение

этических принципов, укрепление морали и нравственности в личной и общественной жизни.
Социально-политическое объединение последователей одной религии, сплочение людей различных национальностей.
Политическое и социальное укрепление государства.
Социальная помощь населению (приюты, больницы и т. д.).
Развитие отдельных направлений образования (письменность, религиозная философия, логика, богословие, церковные школы и университеты и т. д.).
Развитие культуры (архитектура, живопись, иконография, скульптура, музыка и т. д.).
Психологическая поддержка человека.
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией и религиозным мировоззрением.Утверждение этических принципов, укрепление морали и нравственности

Слайд 23Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией и религиозным мировоззрением.
Психологическое

подавление личности.
Догматизм и инертность относительно различных новшеств.
Разъединение последователей различных религий и даже единоверцев.
Нетерпимость и фанатизм в вопросах веры, идеологии и политики (крайние формы — инквизиция, религиозные войны).
Препятствование свободному развитию науки и образования во всей их полноте.
Перенесение ответственности с человека на Бога и упование на высшие силы вместо активной деятельности по совершенствованию общества.
Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией и религиозным мировоззрением.Психологическое подавление личности.Догматизм и инертность относительно различных

Слайд 24Таким образом, мы видим, что однозначно оценить значение религии очень сложно.

Такая

оценка должна опираться на конкретный материал — рассматривать определенный исторический период и определенную религию.

Практически каждая религия имела в истории своего развития как светлые, так и темные периоды. Это обстоятельство необходимо учитывать, когда мы предпринимаем попытки дать историческую оценку буддизму, христианству, исламу или определенной национальной религии.
Таким образом, мы видим, что однозначно оценить значение религии очень сложно.Такая оценка должна опираться на конкретный материал

Слайд 255. Многообразие религиозных и философских представлений о Боге

В истории развития религии

и философии существовало множество всевозможных представлений о Боге. Оказывается, Бог в различных учениях порой понимался совершенно различно. На специфику представления о Боге накладывали свой отпечаток многие обстоятельства — исторический период развития общества, культурные традиции, степень развития философии и науки.

Различные представления о Боге нередко являлись причиной не только острых теологических и философских дискуссий, но и религиозных конфликтов и даже войн.

5. Многообразие религиозных и философских представлений о БогеВ истории развития религии и философии существовало множество всевозможных представлений

Слайд 26Сколько существует богов — один или множество?
Как выглядит Бог?
Можно

ли описать Бога человеческими понятиями и изобразить с помощью художественных средств?
Похож ли Бог на человека?

Эти и многие другие вопросы волновали теологов и философов в течение многих сотен и тысяч лет.



Сколько существует богов — один или множество? Как выглядит Бог? Можно ли описать Бога человеческими понятиями и

Слайд 27Первая группа представлений связана с ответом на вопрос — сколько существует

Богов?
Вторая группа представлений отвечает на вопрос — как следует понимать (представлять) Бога и какова Его роль в создании и управлении миром?
Первая группа представлений связана с ответом на вопрос — сколько существует Богов? Вторая группа представлений отвечает на

Слайд 28Политеизм означает многобожие. В таких религиях предполагается, что существует множество богов.


Политеизм характерен для ранних религиозных культов. Постепенно с развитием общества он вытеснялся монотеизмом.

Монотеизм означает единобожие. В монотеистических религиях принято считать, что в мире существует только один Бог.
Политеизм означает многобожие. В таких религиях предполагается, что существует множество богов. 	Политеизм характерен для ранних религиозных культов.

Слайд 29Зооморфизм
— это представление Бога в облике животного. Зооморфизм — типичная черта

неразвитого религиозно-мифологического сознания. Человек приписывает сверхъестественные качества каким-либо значимым для него животным, которых начинает воспринимать как «священных животных».
Зооморфизм— это представление Бога в облике животного. Зооморфизм — типичная черта неразвитого религиозно-мифологического сознания. Человек приписывает сверхъестественные

Слайд 30Антропоморфизм
— это очеловечивание Бога, наделение его качествами и даже обликом, характерными

для человека.
Иногда антропоморфизмом отличались не только ранние религиозные культы, но и развитые религиозные учения.
Антропоморфизм— это очеловечивание Бога, наделение его качествами и даже обликом, характерными для человека. Иногда антропоморфизмом отличались не

Слайд 31Теизм
— самое распространенное религиозное понимание Бога, в котором Бог воспринимается как

верховная, всемогущая, абсолютная личность, творящая мир и им управляющая.
Теизм не всегда означает прямое очеловечивание Бога. Но всегда предполагается, что Бог имеет атрибуты личности — волю, мышление, чувства и т. д. Важным моментом здесь является и то, что Богу в мироздании приписывается самая главная роль. Он создает природный и общественный миры, осуществляет план спасения человека, может вмешиваться в естественный ход мировых событий, и, вообще, все в мире зависит от Бога (фатализм).
Теизм— самое распространенное религиозное понимание Бога, в котором Бог воспринимается как верховная, всемогущая, абсолютная личность, творящая мир

Слайд 32Деизм
— это философское представление, в котором Бог сотворяет мир и устанавливает

в нем законы, после чего не вмешивается в естественный, закономерный ход природных процессов. Здесь, очевидно, роль Бога в мироздании оказывается скромнее, чем в теизме.

Деизм для своего времени был достаточно прогрессивной формой философского мировоззрения, которое освобождало культурное пространство от диктата богословского миропонимания и способствовало развитию научного познания мира и человека.

Деизма придерживались, например, такие известные мыслители, как Мари Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Готфрид Лейбниц, Михаил Ломоносов и др.
Деизм— это философское представление, в котором Бог сотворяет мир и устанавливает в нем законы, после чего не

Слайд 33Пантеизм
— философское мировоззрение, в котором Бог воспринимается как некая духовная сила

(энергия), пронизывающая все мироздание в каждой его частице.
Пантеизм отличается от теизма и деизма прежде всего тем, что Бог здесь не рассматривается в качестве какого-то существа, имеющего волю и мышление. Бог в пантеизме понимается безлично. Его невозможно представить в наглядной форме, так как тут требуется определенное абстрактное мышление. Его невозможно изобразить художественными средствами, так как Он не имеет формы, хотя присутствует во всех элементах природного мира как скрытая сила.
Пантеисты полагали, что искра божественной огненной энергии присутствует и в каждом живом существе. Но эту потенциальную божественность необходимо раскрыть. Тогда человек становится богочеловеком — высокоразвитым духовным существом, каким стали, например. Будда и Христос.
Сторонниками пантеизма в раз­личные эпохи были Платон Афинский, Николай Кузанский, Якоб Беме, Николай Коперник, Джордано Бруно, Бенедикт Спиноза, Елена Блаватская, Елена Рерих и другие мыслители.
Пантеизм— философское мировоззрение, в котором Бог воспринимается как некая духовная сила (энергия), пронизывающая все мироздание в каждой

Слайд 34Атеизм
— это отрицание Бога во всех его видах и формах. Атеисты

отрицают любое представление о Боге как о некой Высшей Силе. Высшим существом они считали человека, в котором отрицали бессмертное духовное начало.

Самые известные философы-атеисты в Европе — Гольбах, Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, в России — Владимир Ленин.
Атеизм— это отрицание Бога во всех его видах и формах. Атеисты отрицают любое представление о Боге как

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть