Слайд 1Человек и религия
Основы философии
Слайд 2Человек и религия
Религиозное понимание Бога и теология
Разновидности религиозных учений
Происхождение религий
Историческое значение
религий
Многообразие религиозных и философских
представлений о Боге
Слайд 31. Религиозное понимание Бога и теология
Представление о Боге является одним из
важнейших элементов человеческой культуры.
Вся история общества с древнейших времен до современности в значительной мере связана либо с утверждением Бога, либо с Его отрицанием.
Что же такое Бог? В самом общем смысле Богом обычно называют некое высшее, всемогущее Существо, которое творит мир и им управляет.
Слайд 4Каждая развитая, религия имеет свою теологию, то есть учение о Боге.
Теология и богословие — понятия-синонимы.
Религиозные учения напрямую связаны с идеей о Боге.
По одной из версий, понятие «религия» происходит от латинского слова «religare», которое означает соединение, связывание, объединение, союз.
Исследователи и теологи полагают, что оно указывает на воссоединение человеческой души с Богом — главную цель религии.
Слайд 52. Разновидности религиозных учений
Первые представления о Боге отражали в искаженной форме
некоторые реальные процессы и явления природы.
Позже эти представления получили свое развитие в национальных и мировых религиях, которые пришли на смену первобытным религиозным верованиям.
Таким образом, все многообразие религиозных учений делят на три большие группы — первобытные верования, национальные религии и мировые религии
Как правило, выделяют четыре основные формы первобытных верований — фетишизм, тотемизм, анимизм, первобытная магия.
Слайд 6Фетишизм
— это наделение особыми, сверхъестественными свойствами какого-либо предмета и последующее поклонение
ему. Таким предметом может быть клык животного, камень, дерево, изображение (икона) и т. д.
Слайд 7Тотемизм
— это вера в существование родственной связи между группой людей (племенем,
родом, общиной) и их мифическим животным или растительным предком. Такой предок считается мистическим покровителем рода. Ему надлежит поклоняться, приносить жертвы и всячески задабривать. Изображение этого мифического предка (тотем) является священным.
Слайд 8Анимизм
— это вера в существование душ и духов, которыми наделяются различные
объекты, процессы и явления природы.
Слайд 9Первобытная магия
— это вера в возможность воздействия на людей, животных и
процессы природы с помощью особых ритуальных действий.
Слайд 10Национальными
называются религии, имеющие распространение в пределах ограниченного географического пространства среди определенных
наций и народностей:
Индуизм
Конфуцианство
Даосизм
Олимпизм
Орфизм
Зороастризм
Иудаизм
Синтоизм
Вуду
Бон-по
Слайд 11Мировые религий
На начало XXI века к их числу было принято относить
буддизм, христианство и ислам. «Мировыми» их называют потому, что они распространены по всему земному шару и имеют большое количество последователей.
Слайд 12Буддизм:
появляется в Древней Индии в VI веке до нашей эры.
Основателем
буддизма явился принц-отшельник Сиддхартха Гаутама, получивший духовный титул Будда (Просветленный).
Буддизм развивался как этико-философское и религиозное учение.
Последователи — 256 млн. человек.
Слайд 13Христианство:
появляется на Ближнем Востоке в I веке.
Основатель христианства — иудейский
духовный учитель —
Иисус Христос.
В Средние века единое христианство разделяется на две своих разновидности — западное христианство
(католицизм) и восточное христианство (православие).
Несколько столетий спустя, в результате попыток реформации католицизма, от него отделяется новое христианское течение, получившее название — протестантство.
В рамках католицизма, православия и протестантства существует множество различных течений и сект.
Последователи христианства — 998 млн человек.
Слайд 14Ислам (мусульманство):
появляется на Аравийском полуострове в VII веке.
Основатель — арабский
пророк Мухаммед.
Основные религиозные разновидности ислама называются — шиизм, суннизм и суфизм.
Последователи — 592 млн. человек.
Слайд 153. Происхождение религий
Теологическая теория внутренней религиозности человека.
Ее основная идея состоит
в том, что Бог предполагается реально существующим всемогущим высшим существом. Человек, утверждают сторонники этой теории, это всегда в прошлом внутренне чувствовал и ощущает по сей день. Из этого внутреннего ощущения и появляется идея о неком высшем существе — Боге, рождается стремление понять Его и формируется религия как одна из форм духовной жизни общества.
Слайд 16Идеалистическая концепция Георга Гегеля была близка вышеотмеченной теории. Гегель утверждает, что
истоки религии находятся в самом человеке, в его духе и разуме, так как человеческий дух есть отражение Мирового Духа. Через человека Мировой Дух познает самого себя и окружающий мир. Религия — один из важнейших инструментов этого познания.
Слайд 17Антропологическая теория Людвига Фейербаха. Фейербах полагал, что не Бог порождает человека,
а наоборот — человек порождает Бога. Как это возможно? Человек отчуждает от себя свои лучшие духовные качества и переносит их на выдуманное всемогущее существо (Бога). Поэтому духовные качества Бога — это качества самого человека.
Религия порождается желанием человека освободиться от бед и тревог и получить благо, но не через себя, а через высшее существо — Бога.
Слайд 18Материалистическая гипотеза Фридриха Энгельса.
Ее суть — религия появляется как фантастическое
отражение в головах людей реальных внешних сил, которые господствуют над ними. В этом отражении реальные земные силы становятся божественными и неземными.
Слайд 19Психологическая концепция религиозности (Зигмунд Фрейд и др.).
Ее главная идея —
представления о Боге появляются в результате естественного взаимодействия человека и природы, когда человек еще не обладает реальными познаниями ее законов. Религия есть механизм психологической компенсации человека перед враждебным и неведомым ему миром природы и внутренним миром инстинктов.
Слайд 20Теософская теория происхождения религий (Елена Блаватская и др.) совмещает в себе
идеалистическую теологию и научный материализм.
Ее суть: высшие духовные существа реально существуют, но не являются сверхъестественными, а представляют собой космические формы жизни более высокого уровня развития, чем человек. В своей истории человек много раз имел возможность наблюдать их различные проявления. В искаженном виде это отражалось в религиозных учениях о богах, ангелах и прочих мистических существах.
Слайд 214. Историческое значение религий
с религией связаны как прогрессивные, так и регрессивные
социальные явления и процессы. Вот некоторые самые значительные из них.
Слайд 22Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией и религиозным мировоззрением.
Утверждение
этических принципов, укрепление морали и
нравственности в личной и общественной жизни.
Социально-политическое объединение последователей одной
религии, сплочение людей различных национальностей.
Политическое и социальное укрепление государства.
Социальная помощь населению (приюты, больницы и т. д.).
Развитие отдельных направлений образования (письменность, религиозная философия, логика, богословие, церковные школы и университеты и т. д.).
Развитие культуры (архитектура, живопись, иконография,
скульптура, музыка и т. д.).
Психологическая поддержка человека.
Слайд 23Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией и религиозным мировоззрением.
Психологическое
подавление личности.
Догматизм и инертность относительно различных новшеств.
Разъединение последователей различных религий и даже единоверцев.
Нетерпимость и фанатизм в вопросах веры, идеологии и политики (крайние формы — инквизиция, религиозные войны).
Препятствование свободному развитию науки и образования во всей их полноте.
Перенесение ответственности с человека на Бога и упование на высшие силы вместо активной деятельности по совершенствованию общества.
Слайд 24Таким образом, мы видим, что однозначно оценить значение религии очень сложно.
Такая
оценка должна опираться на конкретный материал — рассматривать определенный исторический период и определенную религию.
Практически каждая религия имела в истории своего развития как светлые, так и темные периоды. Это обстоятельство необходимо учитывать, когда мы предпринимаем попытки дать историческую оценку буддизму, христианству, исламу или определенной национальной религии.
Слайд 255. Многообразие религиозных и философских представлений о Боге
В истории развития религии
и философии существовало множество всевозможных представлений о Боге. Оказывается, Бог в различных учениях порой понимался совершенно различно. На специфику представления о Боге накладывали свой отпечаток многие обстоятельства — исторический период развития общества, культурные традиции, степень развития философии и науки.
Различные представления о Боге нередко являлись причиной не только острых теологических и философских дискуссий, но и религиозных конфликтов и даже войн.
Слайд 26Сколько существует богов — один или множество?
Как выглядит Бог?
Можно
ли описать Бога человеческими понятиями и изобразить с помощью художественных средств?
Похож ли Бог на человека?
Эти и многие другие вопросы волновали теологов и философов в течение многих сотен и тысяч лет.
Слайд 27Первая группа представлений связана с ответом на вопрос — сколько существует
Богов?
Вторая группа представлений отвечает на вопрос — как следует понимать (представлять) Бога и какова Его роль в создании и управлении миром?
Слайд 28Политеизм означает многобожие. В таких религиях предполагается, что существует множество богов.
Политеизм характерен для ранних религиозных культов. Постепенно с развитием общества он вытеснялся монотеизмом.
Монотеизм означает единобожие. В монотеистических религиях принято считать, что в мире существует только один Бог.
Слайд 29Зооморфизм
— это представление Бога в облике животного. Зооморфизм — типичная черта
неразвитого религиозно-мифологического сознания. Человек приписывает сверхъестественные качества каким-либо значимым для него животным, которых начинает воспринимать как «священных животных».
Слайд 30Антропоморфизм
— это очеловечивание Бога, наделение его качествами и даже обликом, характерными
для человека.
Иногда антропоморфизмом отличались не только ранние религиозные культы, но и развитые религиозные учения.
Слайд 31Теизм
— самое распространенное религиозное понимание Бога, в котором Бог воспринимается как
верховная, всемогущая, абсолютная личность, творящая мир и им управляющая.
Теизм не всегда означает прямое очеловечивание Бога. Но всегда предполагается, что Бог имеет атрибуты личности — волю, мышление, чувства и т. д. Важным моментом здесь является и то, что Богу в мироздании приписывается самая главная роль. Он создает природный и общественный миры, осуществляет план спасения человека, может вмешиваться в естественный ход мировых событий, и, вообще, все в мире зависит от Бога (фатализм).
Слайд 32Деизм
— это философское представление, в котором Бог сотворяет мир и устанавливает
в нем законы, после чего не вмешивается в естественный, закономерный ход природных процессов. Здесь, очевидно, роль Бога в мироздании оказывается скромнее, чем в теизме.
Деизм для своего времени был достаточно прогрессивной формой философского мировоззрения, которое освобождало культурное пространство от диктата богословского миропонимания и способствовало развитию научного познания мира и человека.
Деизма придерживались, например, такие известные мыслители, как Мари Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Готфрид Лейбниц, Михаил Ломоносов и др.
Слайд 33Пантеизм
— философское мировоззрение, в котором Бог воспринимается как некая духовная сила
(энергия), пронизывающая все мироздание в каждой его частице.
Пантеизм отличается от теизма и деизма прежде всего тем, что Бог здесь не рассматривается в качестве какого-то существа, имеющего волю и мышление. Бог в пантеизме понимается безлично. Его невозможно представить в наглядной форме, так как тут требуется определенное абстрактное мышление. Его невозможно изобразить художественными средствами, так как Он не имеет формы, хотя присутствует во всех элементах природного мира как скрытая сила.
Пантеисты полагали, что искра божественной огненной энергии присутствует и в каждом живом существе. Но эту потенциальную божественность необходимо раскрыть. Тогда человек становится богочеловеком — высокоразвитым духовным существом, каким стали, например. Будда и Христос.
Сторонниками пантеизма в различные эпохи были Платон Афинский, Николай Кузанский, Якоб Беме, Николай Коперник, Джордано Бруно, Бенедикт Спиноза, Елена Блаватская, Елена Рерих и другие мыслители.
Слайд 34Атеизм
— это отрицание Бога во всех его видах и формах. Атеисты
отрицают любое представление о Боге как о некой Высшей Силе. Высшим существом они считали человека, в котором отрицали бессмертное духовное начало.
Самые известные философы-атеисты в Европе — Гольбах, Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, в России — Владимир Ленин.