Религиозная, философская
и научная картины мира.
Презентация на тему Презентация по философии на тему Религиозная, философская и научная картины мира, предмет презентации: Философия. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 16 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Религиозная картина мира
Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей.
Религиозная картина мира
исходит из различения
бытия самого
по себе
и существования,
т.е. мира,
обладающего
бытием в силу его
сотворенности.
Центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность.
Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной.
В политеистических представлениях (представлениях о существовании множества богов) главный бог (например, Зевс у древних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе так же, как и люди. Ему отмерен свой век, свое время, хотя и гораздо более долгое по сравнению с человеческим. Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме - огромное множество. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог.
Христианский Бог - очень сложная для понимания фигура (впрочем, на это можно возразить, что религия не требует понимания умом, а требует эмоционального переживания). Он - личный абсолют. То есть это - безличное творящее и законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же время - это личность. Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: без воли божьей ни один волос не упадет с человеческой головы.
Философская картина мира
Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.
Главная тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.
В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке. В рамках данной картины мира сформировались две модели бытия:
1) нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщения данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни;
2) религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное. Происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.
Научная картина мира
Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира.
В ее структуре можно выделить два главных компонента понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Meгагалактики в виде расширяющейся сферы).
Главное отличие научной картины мира от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием.
В основе современных научных представлений о строении мира лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы разнообразных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи связаны между собой генетически, т.е. каждый из них развивается из другого.
существенные признаки:
наличие в своей основе теоретических и обыденно-практических знаний о бытии природы, общества и человека
знания той или иной картины формируют основу содержания соответствующего типа мировоззрения
наличие системообразующего начала (принципа или идеи), задающего мировоззренческую установку на познание и ценностные поведенческие ориентиры
объяснение действительности на базе синтеза разнообразных знаний о мире
КАРТИНА МИРА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
● основанием для разного видения,
понимания и объяснения мира во всех
картинах выступают знания
● тесное переплетение проблемы мира
и
проблемы самого человека
● наличие в содержании картин мира как
истинных знаний, так и заблуждений,
мифов, верований
● выстраиваются с помощью
категориального аппарата
Различия
КАЖДАЯ КАРТИНА
НОСИТ СВОЙ
КОНКРЕТНО-
ИСТОРИЧЕСКИЙ
ХАРАКТЕР
ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНЫЙ
ХАРАКТЕР САМОГО ЗНАНИЯ,
ОТВЕЧАЮЩЕГО КРИТЕРИЯМ
НАУЧНОСТИ
НАЛИЧИЕ СОБСТВЕННОЙ
ТЕРМИНОЛОГИИ И
КАТЕГОРИАЛЬНОГО
АППАРАТА
РАЗЛИЧНАЯ СТЕПЕНЬ
ЗАВЕРШЕННОСТИ
ТОЙ ИЛИ ИНОЙ
КАРТИНЫ МИРА
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть