Онтологическая аргументация
Гносеологическая аргументация
Критика сенсуализма
Познание как припоминание
Аксиологическая аргументация
Корни платоновского идеализма
Сократ: «Познай самого себя»
Пифагорейцы: числа как первоначала бытия
Онтология, гносеология и аксиология Платона
Мир вещей и мир идей
Психологические предпосылки идеализма
Концепция эйдоса и обоснование идеализма
Концепция эйдоса
Обоснование идеализма
Гегель.
«Лекции по истории
философии».
Сократ
(469-399)
Сократ
(469-399)
Гипостазирование
(греч. υπόστσις, сущность) –
наделение самостоятельным
существованием
абстрактных сущностей
(признаков, классов).
Вещи
Идеи
Аргументы
Преходящи,
изменчивы
Вечны,
неизменны
Множественны,
единичны
Лишь имеют
свойства
Едины,
универсальны
Тождественны
своим свойствам
Суть комплексы
акциденций
Суть
сущности
Сложны,
делимы
Просты,
неделимы
Эйдос как гипостазированная универсалия
Онтологическое обоснование идеализма
Вещи
Идеи
Аргументы
Преходящи,
изменчивы
Вечны,
неизменны
Множественны,
единичны
Лишь имеют
свойства
Едины,
универсальны
Тождественны
своим свойствам
Суть комплексы
акциденций
Суть
сущности
Просты,
неделимы
Сложны,
делимы
но белизну как таковую,
теплоту как таковую
воспринять чувствами нельзя –
идеи белизны и теплоты
можно только мыслить.
Но откуда и как
появляются у нас
эти мысли?
Общее знание нельзя получить
из единичных «знаний», поскольку
полная индукция невозможна
(исключая тривиальные случаи),
а неполная индукция
позволяет делать лишь
вероятностные выводы.
Так как чувствами воспринимаются
лишь единичные вещи, настоящее
знание не может основываться
на чувственном восприятии.
остаётся допустить, что
мы знаем их до всякого
чувственного восприятия,
т.е. ещё
до рождения.
и, значит,
будет существовать
и после его смерти.
А если какие-то идеи нам
неизвестны, то это лишь
потому, что они забыты.
С этой точки зрения,
всякое познание идей
есть не что иное, как
припоминание.
Вещи
Идеи
Аргументы
Изменчивы,
преходящи
Неизменны,
вечны
Множественны,
единичны
Лишь имеют
свойства
Едины,
универсальны
Тождественны
своим свойствам
Суть комплексы
акциденций
Суть
сущности
Сложны
Просты
Вечное и общее
вообще доступны
лишь мышлению.
Вещи
Идеи
Аргументы
Изменчивы,
преходящи
Неизменны,
вечны
Множественны,
единичны
Лишь имеют
свойства
Едины,
универсальны
Тождественны
своим свойствам
Суть комплексы
акциденций
Суть
сущности
Сложны
Просты
Поскольку,
таким образом,
знание идей
предшествует
знанию вещей
(а не наоборот),
то и объекты
такого знания,
т.е. идеи, должны
предшествовать
объектам
чувственного
восприятия,
т.е. вещам.
Собственный
признак
присущ
всем предметам
данного класса,
но не входит
в число
существенных
признаков,
а только
выводится
из них.
Несобственный признак
не может быть выведен
из существенного признака,
хотя и может быть присущ
всем предметам данного класса.
Отделимый
несобственный
признак
не выводится из
существенного
признака и
присущ только
некоторым
предметам
данного класса.
Неотделимый
несобственный
признак
не выводится из
существенного
признака,
но присущ
всем предметам
данного класса.
Классификация признаков
Признак – это всё то, чем предметы
сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга.
День тёплый для осени, но,
по сравнению с летним днём,
он не такой уж тёплый;
день тёплый для Москвы,
но для уроженца Каира
он совсем не тёплый.
Вода тёплая для осени,
но, по сравнению с летом,
она не тёплая;
вода тёплая для реки,
но для ванны
она недостаточно тёплая.
Комната тёплая по сравнению
с лестничной клеткой,
но, по сравнению с сауной,
она вовсе не тёплая;
комната тёплая для танцев, но
просто сидеть в ней холодно.
При ближайшем рассмотрении
оказывается, однако, что разница
эта не столь уж велика: снег, например,
может оказаться не таким уж белым.
И даже заменив несобственный признак
снега (белизну) собственным (холодностью)
или существенным (снежностью), мы
тоже обнаружим, что снег порой не такой
уж холодный и не такой уж «снежный».
В этом смысле одна только Снежность
всегда и без всяких оговорок «снежная»,
подобно тому как только Белизна всегда
белая и только Теплота всегда тёплая.
Преходящее,
зависимое, ущербное,
подражательное
вторично
аксиологически
(равно как логически
и онтологически.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть