Слайд 1Тема: Философия Возрождения и Нового времени
ЛКСАИОТ
Преподаватель Горяинова Наталия Викторовна
Слайд 2ПЛАН:
Основные черты и направления философии эпохи Возрождения
Философия Николая Кузанского (1401-1464)
Философия
Эразма Роттердамского (1469—1536)
Философия Мишеля Монтеня (1533-1592)
Политическая философия Возрождения
Слайд 31. Основные черты и направления философии эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается
в XIV в. в Италии и в XV в. в других европейских странах и продолжается вплоть до начала XVII в.
Слайд 4Основные черты философии
Возрождения следующие:
Гуманизм — обоснование самоценности человека, его прав
и свобод. Гуманизм (от лат. humanus - человечный) подчеркивает, что
конечной целью философии должен являться человек как венец творения
Эстетизм — ведущая роль искусства. Обозначает высокую роль творчества в эпоху возрождения. сонеты Ф. Петрарки, новеллы ДЖ. Боккаччо, драматургия У. Шекспира, романы М. Сервантеса, скульптуры Микеланджело, полотна Леонардо да Винчи - все это классические образцы небывалого подъема искусства .
Свободомыслие — освобождение от догматического средневекового мышления. Свободомыслие подразумевает свободу человеческого мышления. бог дал человеку свободную волю для того, чтобы он решал практические и теоретические проблемы собственными силами, не уповая при этом на высшие силы
Антропоцентризм — в центре мировоззрения стоит человек. Антропоцентризм (от греч. anthropos - человек) возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает человек. он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу;
Слайд 5Основные направления философии Ренессанса отсылают к греческим и римским образцам
Слайд 6Натурфилософия возвращается к идеям природы и Космоса.
Предшественник итальянской натурфилософии Николай
Кузанский (1401-1464)
Выдвигает идею пантеизма – отождествляет природу и бога. Поскольку Вселенная, как и бог, бесконечна, ее нельзя познать при помощи ограниченной логики — к абсолютной истине можно бесконечно приближаться, но овладеть ею нельзя. На место логики ставится «ученое незнание» - символическое мышление, где сливаются противоположности.
Слайд 8Душа человека неисчерпаема и бесконечна, поэтому может быть представлена как целая
Вселенная (микрокосм), равная физической Вселенной (макрокосм).
Пантеизм Николая Кузанского повлиял на дальнейшее
развитие науки - исследование Вселенной получило свое оправдание: изучать бога можно не только через откровение, но и через изучение природы.
Слайд 9Выдвинул идею «ученого незнания» («знание о незнании»).
При помощи чувств, разума
и интеллекта мы можем познать вещи, но наше знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы, встречаясь с незнаемым. В основе познание лежит противоположность конечного знания и знания абсолютного, безусловного, т.е. незнание об этом безусловном (божественном).
Безусловное знание человек может приобрести только символично, в том числе через математические символы.
Человек – не есть часть целого, он - новое целое, индивидуальность.
Слайд 10 Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцентрическая модель Солнечной системы (Земля
вращается вокруг Солнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращается вокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1564—1642), которые стоят у истоков европейской экспериментальной науки.
Слайд 11Скептицизм — это реакция на религиозную догматику и форма проявления творческого
свободомыслия. Голландский философ
Эразм Роттердамский (1469—1536)
В своей знаменитой книге «Похвала глупости» высмеивает фальшивую мораль и ученость схоластов, предпочитая ей глупость «живой жизни»:
«В человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков. Ежели кто захочет один восстать против всей вселенной, я посоветую ему бежать в пустыню и там, в уединении, наслаждаться своей мудростью»
Слайд 12Призывал человека к такому образу духовной жизни, в которой сочетались бы
свобода, ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности.
Считал неприемлемыми чертами духовного облика человека грубый фанатизм, невежество, готовность к насилию и лицемерию.
Призывал вернуться к первоистокам христианства, возродить раннехристианские идеалы.
Для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерны двойственность, наличие у них противоположных свойств.
В социально-политической области был сторонником сильной монархии, так как надеялся, что монархи всегда будут проявлять просвещенность и гуманизм
Слайд 13Девизом французского мыслителя
Мишеля Монтеня (1533-1592)
были слова «Точно известно, что
ничего точно не известно». Свой скептицизм Монтень выразил в работе «Опыты».
«Я полагаю, что почти на каждый вопрос надо отвечать: не знаю».
«В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - незнание»
«Пусть совесть и добродетели ученика находят отражение в его речи и не знают иного руководителя, кроме разума»
Слайд 14Когда Монтень призывает сосредоточить на себе и своем собственном благе все
наши помыслы и намерения, то этим он выражает одну из основных идей Возрождения, в соответствии с которой в центр мироздания становится человек с его чувствами и помыслами. Обращенность к человеку нужна Монтеню, чтобы выразить сомнение в символе религиозной веры.
Слайд 15Политическая философия Возрождения
Мечты Платона об идеальном государстве находят свое продолжение в
традиции утопизма.
У ее истоков стоит Томас Мор (1478-1535), автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее место»).
Здесь он описывает несуществующее государство, где все основано на принципах равенства и справедливости - собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное
количество благ.
Слайд 16Никколо Макиавелли (1469—1527)
В работе «Государь» представляет совершенно иную традицию в политической
философии. Если Платон не отделял этику от политики, то Макиавелли полагает, что при возникновении государственной необходимости правитель вправе пользоваться любыми средствами — вплоть до подкупов, обмана, шантажа, политических убийств.
Однако подобная деспотическая власть не может быть использована ради корыстных целей. Ее цель — укрепление государства, обеспечение его интересов и в конечном счете — народное благо. В позднейшее время термин «макиавеллизм» стал упрощенно пониматься как принцип, согласно которому в политике «цель оправдывает средства».
Слайд 17Таким образом, Возрождение стало подготовкой к Новому времени.
Скептицизм позволил перейти
от средневековой догматики к свободному творчеству.
Натурфилософия стала основанием для научной революции X V II в. Политическая философия поставила вопрос о пределах власти и социальной справедливости: идеи Макиавелли повлияли на становление централизованных государств, а
идеи утопистов - на более поздние революционные идеалы «свободы, равенства, братства».
Слайд 18что необходимо знать
1. Философия Возрождения основана на антропоцентризме — принципе, согласно
которому в центре мироздания находится человек.
2. В фокусе философии Возрождения находятся проблемы соотношения человека и природы, политического устройства и творчества.
Слайд 19З А Д А Н И Я:
1. Перечислите основные черты философии
Возрождения. Назовите их основные отличия от характеристик средневековой философии.
2. Назовите идеи основных направлений в философской мысли Возрождения.