Презентация, доклад по основам философии Философия и научная картина мира

Философия Философия (др.-греч. «любовь к мудрости», «любомудрие») — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно

Слайд 1Философия и научная картина мира
КГБ ПОУ ХДСТ
Медная Н.В.,
преподаватель истории

Философия и научная картина мира КГБ ПОУ ХДСТМедная Н.В., преподаватель истории

Слайд 2Философия
Философия (др.-греч. «любовь к мудрости», «любомудрие») —

дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

Философия    Философия (др.-греч. «любовь к мудрости», «любомудрие») — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики

Слайд 3 Наука — особый вид человеческой

познавательной деятельности, направленный на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и, как следствие, — прогнозировать.
Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение, уточнение

Слайд 4Виды научных знаний
естественные, изучающие мир природы (физика, химия, астрономия и др.);

технические,

изучающие мир техники (архитектура, механика, электротехника и др.);

гуманитарные, изучающие мир человека (история, языкознание, психология и др.);

социальные, изучающие мир общества (социология, экономика, демография и др.)

Виды научных знанийестественные, изучающие мир природы (физика, химия, астрономия и др.);технические, изучающие мир техники (архитектура, механика, электротехника

Слайд 5 Реальность, в которой существуют человек и общество,

чрезвычайно многогранна. Каждая из частных наук изучает лишь отдельные фрагменты этой реальности, свойственные им связи и закономерности. Но наряду с частнонаучным принято выделять общенаучное знание. Оно пронизывает все области знаний частных наук.
В первой половине 20 в. к общенаучному знанию относили философию, учитывая, что философское знание проявляет общенаучную, мировоззренческую, методологическую функции и может быть применено во всех областях научного познания.
Реальность, в которой существуют человек и общество, чрезвычайно многогранна. Каждая из частных наук

Слайд 6 Философия, ее подход к миру как единому целому,

позволяет объединить знания, накопленные частными науками и сформировать научную картину мира.

Таким образом, философия:
относится к сфере общенаучного знания;
формирует общенаучные понятия и методы, которые затем могут использоваться в частных науках;
формирует базовый понятийный аппарат, учит мыслить научно.
Философия, ее подход к миру как единому целому, позволяет объединить знания, накопленные частными науками

Слайд 7Взаимосвязь философии и науки

Взаимосвязь философии и науки

Слайд 8 Научная картина мира – это совокупность знаний о

природе, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты

Функции научной картины мира:

интегративная, т.е. научная картина мира обеспечивает синтез знаний, полученных различными науками;

нормативная, т.е. научная картина мира влияет на формирование социокультурных, методологических и логических норм научного исследования, определяя ориентиры научного поиска;

психологическая, т.е. научная картина мира влияет на стиль мышления, способы общения, особенности отражения человеком окружающего мира.

Научная картина мира – это совокупность знаний о природе, включающая в себя наиболее важные

Слайд 9 Научная картина мира основывается на принципах

материализма. Понятие материи («вещь», «вещество») является основным в философском материализме.
Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человека и человечества.
В современной науке выделяют два вида материи – вещество и поле, переходящие друг в друга.

Вещество дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и сосредоточено в пространстве. Формы вещества разнообразны – атомы и молекулы, газы, жидкие и твердые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела.

Поле – это сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов. Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле существует в различных видах – гравитационное, электромагнитное, биологическое.
Научная картина мира основывается на принципах материализма. Понятие материи («вещь», «вещество») является

Слайд 10Материя обладает неотъемлемыми свойствами, без которых не может существовать. Эти свойства

называют атрибутами материи:

1. Движение – это любые изменения, способность переходить из одного состояния в другое.
Механическое движение – это перемещение тел в пространстве по определенной траектории (падение камня, полет спутника, колебание маятника часов и т.д.)
Физическое движение включает в себя такие явления, как теплота, свет, электричество, магнетизм и т.д. Здесь уже отсутствует четкая траектория движения.
Химическое движение включает в себя сложные взаимодействия атомов, что порождает в результате новые реакции, более сложные вещества.
Биологическое движение – это существование и развитие живых организмов, включая и растения. Носителем жизни является белок.
Социальное движение включает в себя всю совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни. Их носителем является человек.

Материя обладает неотъемлемыми свойствами, без которых не может существовать. Эти свойства называют атрибутами материи:1. Движение – это

Слайд 112. Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле

друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи.
Элементами пространства являются точка, объем, длина, расстояние и т.д. Принято считать, что свойства пространства – это его трехмерность (длина – ширина – высота), изотропность (равенство всех трех измерений) и обратимость (возможность перемещения предмета и человека в любую точку пространства).

3. Время – это длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний. Время представляет собой поток событий. Разным материальным системам присуще свое время и его характеристики – физическое и биологическое. Можно вести речь о социальном и космическом времени.
Принято считать, что время имеет три измерения – настоящее (текущие события), прошлое (застывшие события) и будущее (грядущие события). Время необратимо, поскольку оно течет только в одном направлении – от прошлого через настоящее к будущему.

2. Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок

Слайд 12 Таким образом, представления о материи и ее атрибутах

лежат в основе современных научных представлений, формирующих научную картину мира.
Необходимо отметить, что наука находится в постоянном движении и развитии, постоянно появляются новые знания и факты, которые каждый раз заставляют пересматривать уже сложившиеся научные представления.

Таким образом, представления о материи и ее атрибутах лежат в основе современных научных представлений,

Слайд 13Этапы эволюции научной картины мира
1. Классическая картина мира основана на

достижениях Галилея и Ньютона Ей соответствует графический образ прогрессивно направленного линейного развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое определяет настоящее, а настоящее определяет будущее, поэтому грядущие события могут быть просчитаны и предсказаны. Однозначная причинно-следственная зависимость являлась основой теорий, объясняющих окружающий мир, причем отдельные события не имеют значения.

Этапы эволюции научной картины мира  1. Классическая картина мира основана на достижениях Галилея и Ньютона Ей

Слайд 14 2. Неклассическая картина мира основана на достижениях естественных наук конца

19 – начала 20 в.в. и теории относительности А. Эйнштейна. Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, омывающей магистральную направляющую развития. Возникает более гибкая система детерминации нежели в линейном процессе и учитывается роль случая. Развитие системы имеет направление, но ее состояние в каждый момент времени неопределенно. Изменения осуществляются подчиняясь закону вероятности и больших чисел. Такая форма детерминации вошла в теорию под названием статистическая закономерность.
2. Неклассическая картина мира основана на достижениях естественных наук конца 19 – начала 20 в.в. и

Слайд 15Революция в естествознании
Главная тенденция – исследование микромира
Открытие строения атома
Освоение атомной

энергии

Открытие теории Эйнштейна

Развитие генетики, микробиологии, фармацевтики

Неклассическая научная картина мира

Революция в естествознанииГлавная тенденция – исследование микромира Открытие строения атомаОсвоение атомной энергииОткрытие теории ЭйнштейнаРазвитие генетики, микробиологии, фармацевтикиНеклассическая

Слайд 163. Постнеклассическая картина мира основана на достижениях брюссельской школы И. Пригожина

Ее образ – древовидная ветвящаяся графика. С самого начала и в любой момент времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Упорядоченность, структурность, равно как и хаос, и стохастичность признаются объективными, универсальными характеристиками действительности, поэтому будущее абсолютно непредсказуемо.

3. Постнеклассическая картина мира основана на достижениях брюссельской школы И. Пригожина Ее образ – древовидная ветвящаяся графика.

Слайд 17Источники и литература:
В. С. Стёпин. Л. Ф. Кузнецова. — Научная картина мира. / Гуманитарная

энциклопедия:  [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2019 

Алексеев И. С. Единство физической картины Мира как методологический принцип. — В книге: Методологические принципы физики. — М., 1975.

Вернадский В. И. Размышления натуралиста, кн. 1, 1975, кн. 2, 1977.

Стёпин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М., 2000.

Стёпин В. С. Философия науки. Общие проблемы.  — М., 2006.

Стёпин В. С., Горохов В.Г., Розов М.А Философия науки и техники. — М., 1995.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов, т. 4. — М., 1967.

Источники и литература:В. С. Стёпин. Л. Ф. Кузнецова. — Научная картина мира. / Гуманитарная энциклопедия:  [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2019 Алексеев И. С. Единство

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть