Слайд 1Философия и научная картина мира
КГБ ПОУ ХДСТ
Медная Н.В.,
преподаватель истории
Слайд 2Философия
Философия (др.-греч. «любовь к мудрости», «любомудрие») —
дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.
Слайд 3 Наука — особый вид человеческой
познавательной деятельности, направленный на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и, как следствие, — прогнозировать.
Слайд 4Виды научных знаний
естественные, изучающие мир природы (физика, химия, астрономия и др.);
технические,
изучающие мир техники (архитектура, механика, электротехника и др.);
гуманитарные, изучающие мир человека (история, языкознание, психология и др.);
социальные, изучающие мир общества (социология, экономика, демография и др.)
Слайд 5 Реальность, в которой существуют человек и общество,
чрезвычайно многогранна. Каждая из частных наук изучает лишь отдельные фрагменты этой реальности, свойственные им связи и закономерности. Но наряду с частнонаучным принято выделять общенаучное знание. Оно пронизывает все области знаний частных наук.
В первой половине 20 в. к общенаучному знанию относили философию, учитывая, что философское знание проявляет общенаучную, мировоззренческую, методологическую функции и может быть применено во всех областях научного познания.
Слайд 6 Философия, ее подход к миру как единому целому,
позволяет объединить знания, накопленные частными науками и сформировать научную картину мира.
Таким образом, философия:
относится к сфере общенаучного знания;
формирует общенаучные понятия и методы, которые затем могут использоваться в частных науках;
формирует базовый понятийный аппарат, учит мыслить научно.
Слайд 7Взаимосвязь философии и науки
Слайд 8 Научная картина мира – это совокупность знаний о
природе, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты
Функции научной картины мира:
интегративная, т.е. научная картина мира обеспечивает синтез знаний, полученных различными науками;
нормативная, т.е. научная картина мира влияет на формирование социокультурных, методологических и логических норм научного исследования, определяя ориентиры научного поиска;
психологическая, т.е. научная картина мира влияет на стиль мышления, способы общения, особенности отражения человеком окружающего мира.
Слайд 9 Научная картина мира основывается на принципах
материализма. Понятие материи («вещь», «вещество») является основным в философском материализме.
Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человека и человечества.
В современной науке выделяют два вида материи – вещество и поле, переходящие друг в друга.
Вещество дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и сосредоточено в пространстве. Формы вещества разнообразны – атомы и молекулы, газы, жидкие и твердые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела.
Поле – это сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов. Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле существует в различных видах – гравитационное, электромагнитное, биологическое.
Слайд 10Материя обладает неотъемлемыми свойствами, без которых не может существовать. Эти свойства
называют атрибутами материи:
1. Движение – это любые изменения, способность переходить из одного состояния в другое.
Механическое движение – это перемещение тел в пространстве по определенной траектории (падение камня, полет спутника, колебание маятника часов и т.д.)
Физическое движение включает в себя такие явления, как теплота, свет, электричество, магнетизм и т.д. Здесь уже отсутствует четкая траектория движения.
Химическое движение включает в себя сложные взаимодействия атомов, что порождает в результате новые реакции, более сложные вещества.
Биологическое движение – это существование и развитие живых организмов, включая и растения. Носителем жизни является белок.
Социальное движение включает в себя всю совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни. Их носителем является человек.
Слайд 112. Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле
друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи.
Элементами пространства являются точка, объем, длина, расстояние и т.д. Принято считать, что свойства пространства – это его трехмерность (длина – ширина – высота), изотропность (равенство всех трех измерений) и обратимость (возможность перемещения предмета и человека в любую точку пространства).
3. Время – это длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний. Время представляет собой поток событий. Разным материальным системам присуще свое время и его характеристики – физическое и биологическое. Можно вести речь о социальном и космическом времени.
Принято считать, что время имеет три измерения – настоящее (текущие события), прошлое (застывшие события) и будущее (грядущие события). Время необратимо, поскольку оно течет только в одном направлении – от прошлого через настоящее к будущему.
Слайд 12 Таким образом, представления о материи и ее атрибутах
лежат в основе современных научных представлений, формирующих научную картину мира.
Необходимо отметить, что наука находится в постоянном движении и развитии, постоянно появляются новые знания и факты, которые каждый раз заставляют пересматривать уже сложившиеся научные представления.
Слайд 13Этапы эволюции научной картины мира
1. Классическая картина мира основана на
достижениях Галилея и Ньютона Ей соответствует графический образ прогрессивно направленного линейного развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое определяет настоящее, а настоящее определяет будущее, поэтому грядущие события могут быть просчитаны и предсказаны. Однозначная причинно-следственная зависимость являлась основой теорий, объясняющих окружающий мир, причем отдельные события не имеют значения.
Слайд 14 2. Неклассическая картина мира основана на достижениях естественных наук конца
19 – начала 20 в.в. и теории относительности А. Эйнштейна. Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, омывающей магистральную направляющую развития. Возникает более гибкая система детерминации нежели в линейном процессе и учитывается роль случая. Развитие системы имеет направление, но ее состояние в каждый момент времени неопределенно. Изменения осуществляются подчиняясь закону вероятности и больших чисел. Такая форма детерминации вошла в теорию под названием статистическая закономерность.
Слайд 15Революция в естествознании
Главная тенденция – исследование микромира
Открытие строения атома
Освоение атомной
энергии
Открытие теории Эйнштейна
Развитие генетики, микробиологии, фармацевтики
Неклассическая научная картина мира
Слайд 163. Постнеклассическая картина мира основана на достижениях брюссельской школы И. Пригожина
Ее образ – древовидная ветвящаяся графика. С самого начала и в любой момент времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Упорядоченность, структурность, равно как и хаос, и стохастичность признаются объективными, универсальными характеристиками действительности, поэтому будущее абсолютно непредсказуемо.
Слайд 17Источники и литература:
В. С. Стёпин. Л. Ф. Кузнецова. — Научная картина мира. / Гуманитарная
энциклопедия: [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2019
Алексеев И. С. Единство физической картины Мира как методологический принцип. — В книге: Методологические принципы физики. — М., 1975.
Вернадский В. И. Размышления натуралиста, кн. 1, 1975, кн. 2, 1977.
Стёпин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М., 2000.
Стёпин В. С. Философия науки. Общие проблемы. — М., 2006.
Стёпин В. С., Горохов В.Г., Розов М.А Философия науки и техники. — М., 1995.
Эйнштейн А. Собрание научных трудов, т. 4. — М., 1967.