Слайд 1С.Н. Костяев. Презентация к уроку по дисциплине «Основы философии»
Тема урока: Философско-научная
картина мира. Век XXI.
ТИП УРОКА: УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ВИД УРОКА: ЛЕКЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БРИФИНГА
Слайд 2
В паше время наблюдается все большая специализация образования и отраслей знания. Колоссальный
прирост знания, который произошел за последние сто лет, Привел к тому, что если человек не сосредоточивается на той пли иной области науки, то ему становится трудно следить за последними научными достижениями и осознавать смысл постоянно растущего потока новых научных открытии. С одной стороны, эта ситуация не может не радовать, поскольку она представляет собой результат одного из поразительнейших явлений современности — фантастического прогресса науки и техники.Но вместе с тем полезно помнить, что подлинное образование должно быть подчинено гораздо более широкой цели. Если, например, мы хотим понять современный прогресс, то нам следует рассматривать его в контексте традиции, унаследованных нами от прошлого, что, в свою очередь, означает, что мы должны хорошо понимать историю. Для того чтобы стать образованным человеком, нужно еще приобщиться к единству всех об ласте» знания и к взаимоотношениям между ними.Иногда мы забываем, что философия и религия задолго до нас задавались вопросами о фундаментальных принципах, лежащих в основании мироздания и нашего знания о нем и приходили к ответам, которые обладают непреходящей актуальностью и нисколько не утратили своей ценности сегодня. Если не помнить об этом, то можно потратить огромное количество времени и сил на обдумывание тех же самых вопросов, но к результаты, будут совершенно несоизмеримы по своей ценности с результатами наших предшественников. Этим вопросам и посвящен урок о современной философско-научной картине мира, презентация которого предлагается Вашему вниманию.
Слайд 3Цель урока
Сформировать у студентов общие представления о современной философско-научной
картине мира и тех изменениях, которые произошли в парадигме естественных наук к концу ХХ столетия. Поставить вопрос о существенном тождестве данной картины с религиозно-теистической (конкретнее – христианской) картиной мира.
Слайд 4Задачи урока
- познакомить студентов с историей зарождения и становления
естественнонаучной картины мира XVI – 1-й половины XX веков и ее основными постулатами;
сформировать представление о единой интегрированной картине мира, формируемой естествознанием и точными науками на рубеже XX-XXI веков и о существенном тождестве данной картины мира с христианским миропониманием;
развивать логическое и творческое мышление, навыки анализа и синтеза;
сформировать условия для развития положительной мотивации к изучению философии и истории науки;
формировать условия для выявления аксиоматических предпосылок научного знания.
Слайд 5План урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний по теме «Предмет, задачи и основная проблематика философии (фронтальный опрос).
3. Основные презумпции атеистической картины мира XVII – 1-й половины XX веков и их опровержение (рассказ преподавателя в форме беседы, конкурс вопросов в форме краткой пресс-конференции ).
4. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Слайд 6Введение
До начала эпохи Нового времени в Европе господствовало христианское миропонимание, основанное
на Книге Бытия с ее описанием шести дней творения и на евангельской формуле «вначале было Слово». «Познание» означало «познание Бога», то есть сразу самого высшего, что есть в бытии, а главные усилия личности должны были быть направлены в первую очередь на спасение души, а потом уже на заботу о теле. Бог-Творец являлся фундаментальнейшим понятием христианства, которое зафиксировало это в первых же словах своего Символа Веры: «Верую во единого Бога-Отца Вседержителя, Творца небу и земли...» Это значит, что креационизм был заложен в самую основу космологии. А второе тысячелетие христианской эры, как мы знаем, началось с поворота к редукционизму, достигшему своего апогея в естественнонаучных теориях нашего времени, вся суть которого сводится к мысли, что многообразие мира возникло само собой, идя от простого к сложному.
Слайд 7Предыстория. Спор об универсалиях (XI век)
В XI
веке Западной Европе между двумя богословами вышел спор. Один из них отстаивал традиционную для христианства платонистскую точку зрения, что роды и виды предшествуют более узким понятиям. Другой провозгласил нечто новое: «Universalia post г еm» (Общие понятия после вещей). Раскрывая свой тезис, он утверждал, что общие категории суть просто имена, «сотрясение воздуха», а реально существуют лишь конкретные единичные данности — скажем, чувственно воспринимаемые предметы. Имя этого другого было Росцелин, и он вошел в историю философии как первый представитель номинализма — направления, отдающего приоритет частному перед общим, низшему перед высшим. Этот диспут оказался особым. Мало-помалу он разрастался, и в конце концов проблема универсалий стала основной проблемой западной схоластики. Спровоцированный Росцелином спор закончился победой номиналистов
Пьер Абеляр, сторонник
реализма (1079 – 1142 гг.)
Иоганн Росцелин, основоположник номинализма (1050- 1122 гг.)
Слайд 8Номинализм (ересь, появившаяся в христианском богословии в век раскола Церкви на
православную и католическую), стал провозвестником будущей атеистической науки Нового времени, появившейся в начале XVII века. Он породил основные презумпции, предустановки этой науки: редукционизм, эволюционизм и рационализм. Разберемся в них подробнее.
Слайд 9Редукционизм
Редукционизм есть предположение, что низшие формы бытия более реальны,
чем высшие его формы, которые могут быть сведены к комбинации низших. Низшие формы предшествуют высшим онтологически (то есть они являются первоосновой бытия, первооснова бытия есть низшее, а не высшее. Не разум, а неразумное, не живое, а неживое, не порядок, а хаос более первичны. Так считали и номиналисты, которые говорили, что более общие понятия: бытие, разум и т.д. складываются из понятий простых, единичных и элементарных.
Слайд 10Редукционизм
Здесь мир уподобляется детскому «конструктору», в котором винтики
и стерженьки более значимы, чем собираемые из них сооружения, ибо последние можно снова разобрать, а некоторые из них остаются лишь принципиально возможными, но не реализуются, в то время как стерженьки и винтики суть нечто постоянное и неизменное. Пример: материя (понятие темное и не объясненное атеистической наукой) состоит из протонов, нейтронов, электронов, кварков и других так называемых элементарных частиц (их в физике насчитывается около 350), которые сами уже ни из чего не состоят. Состоящие из них сложные системы неустойчивы и склонны к распаду, это так называемый закон энтропии в термодинамике.
Слайд 11Редукционизм
Низшее первичнее и устойчивее высшего, высшее - например, живое - со
временем распадется на низшее. Человек умрет и его тело распадется на органические соединения, последние - на неорганические. Редукционизм (его формы - механицизм и материализм) фактически говорит о том, что миром правит вечная смерть. Зародившись как одно из направлений средневековой схоластики в лице номинализма, он сбросил затем богословские одежды и принял форму научного мировоззрения, которое доминировало в фундаментальных науках до середины ХХ века.
Слайд 12Эволюционизм
Эволюционизм есть предположение, что сложные формы бытия естественным образом, то есть
под действием незыблемых законов природы, не ставящих перед собой никаких целей и работающих как автоматы, образовались из исходных простых форм. Он применялся как для объяснения возникновения Вселенной, так и для объяснения возникновения жизни.
Слайд 13Эволюционизм в космологии
Эволюционизм был подсказан космогонической теорией Лапласа, согласно
которой Солнечная система под действием законов сохранения энергии, импульса и момента импульса сама собой образовалась из первичной газовой туманности. Эта газовая туманность состояла из простых частиц, вероятнее всего, атомов водорода. Хотя даже эта конкретная модель не была доведена до количественного расчета и так и осталась голой идеей, ее сразу обобщили, преобразовав в некий всеобщий закон автоматического превращения простого в сложное, а затем распространили и на живую природу, чего Лаплас, конечно, и не думал делать (теория Лапласа-Роша).
Пьер Симон Лаплас (1749-1827)
Модель возникновения Солнечной системы по Лапласу
Слайд 14Эволюционизм в биологии
Населяющие землю живые существа сами собой возникли
из неорганической материи, а потом, также сами собой, усложнялись и развивались. Имеющееся ныне богатство живых форм есть результат совместного действия двух факторов: наследственной изменчивости организмов и воздействия среды.
Слайд 15Эволюционизм в биологии
Логическая схема дарвинизма проста. В живой
природе имеется изменчивость - признаки детей несколько отличаются от признаков родителей, и особи, которые вследствие этого оказываются наиболее конкурентоспособными, побеждают в жизненной борьбе своих собратьев и передают полезные признаки потомству. Так приспособленность постепенно накапливается и за миллионы лет достигает высочайшей степени. По словам самого Дарвина, эту мысль подсказало ему наблюдение за деятельностью селекционеров, выводящих породы домашнего скота. Ясность рассуждения подкупает, а аналогия делает его правдоподобным. Но если вдуматься глубже, оказывается, что рассуждение безграмотно, а аналогия незаконна.
Двухфунтовая монета, выпущенная в Великобритании к юбилею Чарлза Дарвина в 2009 году
Слайд 16 Рационализм
Рационализм есть убежденность во всемогуществе человеческого разума,
наиболее Полным воплощением которого являются математика и логика. Разум способен проникнуть во все тайны природы и поставить обретенные знания на службу человеку, сделав его таким образом властелином Вселенной. Рационализм был подсказан программой создания универсального алгоритма вычисления истины Лейбница. Естествознание, основанное на механике, когда-нибудь создаст ключ, универсальную отмычку, способную открыть все тайны мироздания, этот ключ будет универсальным математическим алгоритмом, объясняющим все мировые явления. Но тот же самый Лейбниц разработал учение о монадах - восходящей последовательности неделимых духовных единиц, каждая из которых управляет определенным фрагментом видимого мира. Однако монадологией Лейбница пренебрегли, а идею чисто логического познания безо всяких дополнительных обоснований или подтверждений приняли за абсолютно верную.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716)
Слайд 17Теперь приступим к опровержению этих принципов.
Слайд 18Опровержение редукционизма в физике
Первая нерешенная проблема материалистической физики
была выявлена еще в XVIII веке. Ее сущность передается вопросом: где находятся законы природы? В самом деле, закон, очевидно, не есть нечто материальное, он не имеет вещного, предметного характера. Именно поэтому к словам «в мире нет ничего, кроме материи» приходилось добавлять «и законов ее движения», хотя эта прибавка была какой-то вынужденной и делалась как бы скороговоркой. Закон есть предписание, инструкция, т.е. идеальная сущность. Понятие физического закона возникло, несомненно, по аналогии с понятием закона юридического: первый регулирует поведение неживых сил, второй — поведение людей. Но постановления законодательных, органов могут быть действенными лишь в том случае, когда граждане о них знают. Государственный закон можно считать материализованным в головах людей, записанным в их памяти, поэтому никакой философской проблемы здесь не возникает. Но откуда частица материи знает, что ей нужно притягиваться к другой частице по закону обратных квадратов? Ведь она мала по размерам и элементарна, поэтому в ней самой никак не может быть зафиксирован закон всемирного тяготения. Но где же тогда он записан? И как частица может знать, что на таком- то расстоянии от нее находится другая частица?
Этот частный случай нашей каверзной проблемы есть знаменитая проблема дальнодействия
Слайд 19Опровержение редукционизма в физике
Но суть, конечно, не только в
дальнодействии. В рамках материалистического мировоззрения, которое превратило пространство в простой ящик, неразрешимым становится вопрос о местопребывании любого физического закона. Возьмем, например, первый закон ньютоновской механики: «Всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не будет выведено из этого состояния внешним воздействием». Где записан этот закон? Непосредственно в движущемся теле?
Слайд 20Опровержение редукционизма в физике
Но если это тело представляет
собой материальную точку, то как оно способно вместить в себя столь обширную информацию? К тому же, кроме первого закона механики, оно должно «знать» и второй закон механики, и третий закон механики, а кроме того, уметь измерять собственное ускорение с огромной точностью и т.д. Стоит лишь чуть-чуть поразмыслить надо всем этим, как сразу же мы придем к выводу, что каждая частица материи должна знать все физические законы — вмещать в себя гигантскую информацию, помещающуюся разве лишь в многотомный учебник физики. Но это явно абсурдно. Значит, аналогия с государством, каждый гражданин которого обязан знать законы, неправильна, т.е. в случае частиц выполнение законов , обеспечивается чем-то внешним по отношению к частицам и знающим все законы. Если допустить в картине мира наличие Бога или хотя бы «платоновских небес», то никаких логических затруднений не будет.
Слайд 21Опровержение редукционизма в физике
Но атеисты отвергли и то
и другое, и законы природы с этого момента лишились легального места пребывания, стали бездомными. Такое щекотливое положение законов не могло остаться незамеченным, но разные ученые реагировали на него по-разному. Специалисты с практическим складом ума, полагавшие, что главное — устанавливать законы, а копаться в философских тонкостях, связанных с их статусом — бесполезная потеря времени, сухо заявили: наша Вселенная так устроена, законы неизменны, их никто не придумывал, и их выполнение является формой существования материи. Это была, конечно, отговорка, но столь категоричная и резкая, что она прекращала дальнейшие расспросы, которые начинали казаться уже крамольными. Другие физики и философы пытались развить более мягкую и убеждающую систему рассуждений и поясняли, что законы природы, являясь пространственно временными соотношениями, составляют свойство пространства и времени. Но в этом представлении было нечто противоречащее другим положениям ортодоксального материализма, ибо пустое пространство и без того выглядело с точки зрения этого учения странной абстракцией, а тут нужно было наделять его свойством знать содержание учебников физики. Оно в этом случае оказывалось не таким уж «мертвым ящиком»...
Слайд 22 Вспомним формулу Эйнштейна-Лоренца, о которой мы говорили на
первом занятии. Я прошу вас подумать, почему гениальный философ и богослов ХХ века о. Павел Флоренский в своих книгах о топологии духовного мира «Иконостас» и «Мнимости в геометрии» говорит: «Весь платонизм – в этой формуле».
Слайд 23Опровержение редукционизма в физике
Третье, четвертое и пятое поколение физиков,
не зная, что отсутствие в их науке содержательных разъяснений по поводу того, что такое законы и почему они выполняются, явилось результатом выламывания всех богословских аргументов, не видело физику кривобокой , воспринимая ее структуру как должное. А ко второй половине XIX века, когда были открыты электромагнитные волны и принята гипотеза эфира, проблема дальнодействия была объявлена закрытой, что дало возможность делать вид, будто вопрос о статусе законов природы навсегда потерял актуальность. На самом же деле к этому вопросу ни физика, ни естественнонаучная философия так и не смогли даже подступиться.
Слайд 24Опровержение редукционизма в физике
Как раз в тот момент, когда
электродинамика устранила неприятности с дальнодействием, обозначилась новая проблема. Стало очевидным, что существует вторая нерешенная проблема материалистической физики, сводящаяся к вопросу: к чему относятся законы природы? Во времена Лапласа рассуждали просто: к атомам, весьма плохо представляя, что это такое.
Слайд 25Вопрос: а можем ли мы с вами сейчас вспомнить определение атома?
Что означают эти картинки?
Слайд 26Опровержение редукционизма в физике
В первой четверти ХХ века в
физике произошли революционные открытия, которые часто называют кризисом физики, который привел к «исчезновению материи». «Кризис физики» начался с открытия радиоактивности (1896), включил в себя крушение гипотезы эфира и принятие специальной теории относительности (1905) и завершился построением общей теории относительности (1916) и выдвижением постулата Де Бройля о том, что частица есть волна, а волна есть частица (1923).
Слайд 27Опровержение редукционизма в физике
Раньше материей считались атомы и их
совокупности, подчиняющиеся законам механики Ньютона. Атомы невидимы в силу их малого размера, но большие их совокупности образуют материальные вещи, которые мы воспринимаем нашими органами чувств. Отсюда взялось определение материи как «объективной реальности, данной нам в ощущение».
Слайд 28Опровержение редукционизма в физике
Теория относительности показала, что фундаментальной реальностью
в физическом мире является четырехмерное пространство с мнимой осью координат, которое не способно воздействовать на наши органы чувств и может только мыслиться. Фундаментальная основа физического мира оказалась платоновским идеальным объектом. Но это было только начало…
Слайд 29Опровержение редукционизма в физике
Последний гвоздь в гроб материалистической
физики вбила квантовая механика. В ней основой физической реальности является волновая функция | psi (x,y,z,t)|2dV . Как было доказано впоследствии Джоном Нейманом, волновая функция управляет всеми параметрами физической системы, содержит в себе всю информацию о ее возможных состояниях (теорема Неймана о «скрытых параметрах»). Сама же она не физична. Она – то же самое, что платоновский эйдос или идея. Физический мир управляется духовной сущностью. Существует ненаблюдаемая онтология, составляющая предмет научного изучения, и по своим свойствам существенно богаче чувственного мира. Атомы 18-го -19-го веков есть лишь художественный образ, притом такой, который даже приблизительно не соответствует ничему реальному. Открытая в 1927 году Дэвиссоном и Джермером дифракция электронов показала, что у частиц нет определенных траекторий, а принцип неопределенности Гейзенберга отменил само понятие частицы как объекта, локализованного в пространстве и имеющего определенную скорость.
Слайд 30Опровержение редукционизма в физике
После громогласных обещаний свести все сущее
к простенькой игре атомов физика вернулась к основной мысли всех религиозных учений, к идее, популяризации которой посвятил всю свою жизнь Платон и к центральному убеждению христианских богословов: видимый мир является бледным и неполным отражением более содержательного невидимого мира. Мы вернулись к учению о двух слоях Бытия, один из которых не наблюдаем и управляет наблюдаемым миром. Есть два слоя реальности – духовный и материальный
Слайд 31Опровержение редукционизма в физике
Расслоение Бытия на онтологию и наблюдаемый
мир возникает не только в рамках квантовой механики, но и во всей современной теоретической физике. Это стержневая идея современной науки о материи, без которой невозможно ни произвести расчетов, ни даже понять качественную природу явлений. Квантовая механика открыла мир идеальных сущностей, управляющих физическим миром. Идеальное оказалось реальнее материального Но о таком устройстве мира давным-давно знала религия и идеалистическая философия…
Слайд 32
МИР НЕБЕСНЫЙ
МИР ЗЕМНОЙ
РЕЛИГИЯ ОТ ЛАТИНСК. RELIGARE (СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ)
Слайд 33Мир небесный - мир Божественный, совершенный, гармоничный, живет по законам вечности,
постоянства, неизменности, устойчивости.
Мир земной (имеется в виду нынешнее, падшее состояние этого мира) - мир греховный, тленный, дисгармоничный, живет по законам временности, изменений, неустойчивости, разрушения.
РЕЛИГИЯ = СВЯЗЬ МЕЖДУ НЕБЕСНЫМ И ЗЕМНЫМ МИРАМИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ТАИНСТВ, ОБРЯДОВ И КУЛЬТОВЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК ПРИОБЩАЕТСЯ АБСОДЮТУ И УСВАИВАЕТ СЕБЕ ЕГО СВОЙСТВА (ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРЕДИКАТЫ), БЕСКОНЕЧНУЮ ПОЛНОТУ ЖИЗНИ, БЕССМЕРТИЕ…
Слайд 34Опровержение эволюционизма
Мы говорили, что эволюционизм пытался проявить себя в
двух областях знания – космологии и биологии.
Слайд 35Опровержение эволюционизма
Опровержением эволюционизма в космологии стала известная всем вам
теория «Большого взрыва». Ее я предлагаю рассмотреть на одном из следующих занятий.
Слайд 36Трейлер фильма «Ахиллесовы пяты теории эволюции» (2014 год). avi
Слайд 37Опровержение эволюционизма в биологии
Окончательный крах теории Дарвина наступил с
появлением молекулярной биологии. После того как Уотсон и Крик в 1953 году открыли механизм синтеза белков на рибосомах под управлением нуклеиновых кислот, учение о естественном отборе стало более несуразным, чем утверждение, будто земля плоская и стоит на трех китах. Это великое открытие, положившее конец донаучному периоду существования биологии, показало, что жизнь совсем не то, что мы про нее думали. Оказалось, что она не химическая лаборатория, а издательство, где идет непрерывное распечатывание и редактирование текстов, их перевод с одного языка на другой и рассылка по разным инстанциям.
Слайд 38Опровержение эволюционизма в биологии
Почему этот новый взгляд окончательно
уничтожает дарвиновскую теорию? Во-первых, потому, что вероятности случайного возникновения полезных мутаций превратились из геометрических в комбинаторные и тем самым сразу уменьшились на тысячи порядков, так что их теперь нужно считать равными нулю. Во-вторых, выяснилось, что программы синтеза белков, посылаемые в цитоплазму каждой клетки из ее ядра, не только согласованы между собою, но и учитывают программы синтеза других организмов, так как в них имеются распоряжения, явно сообразующиеся с иммунологическими требованиями и структурой цепочек питания. В сочетании с данными экологии животных этот факт наводит на предположение, что стопроцентно жизнеспособным является только геобиоценоз, обладающий необходимой полнотой, а всякая меньшая экосистема, если ее изолировать, была бы обречена на вымирание. И вот свежий научный результат: анализ изотопного состава древней серы подтвердил, что общая масса всех живых существ Земли миллиарды лет тому назад была точно такой же, как и сегодня. Это значит, что живая природа возникла сразу во всем своем объеме и многообразии, ибо иначе она не могла бы выжить...
Слайд 39Опровержение рационализма
Его абсурдность открылась математике - той самой науке,
на которой он пытался утвердиться. Пока нам внушали, что возможности человеческого разума безграничны, математическая логика, в которой разум сконцентрирован в наиболее сжатом виде, начала выяснять, так ли это на самом деле. И в ходе своего расследования натолкнулась на большие сюрпризы. В 1931 году австриец Курт Гёдель сконструировал истинное арифметическое высказывание, которое, как он доказал, нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то есть нельзя вывести дедуктивным путем из аксиом арифметики ни само это высказывание, ни его отрицание.
Слайд 40Опровержение рационализма
Через пять лет был получен значительно более сильный результат -
польский математик Тарский доказал, что само понятие истинности логически невыразимо. Это означает, что посылать дедуктивный метод на поиски истины - то же самое, что сказать ему: «Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Теорема Тарского, включающая в себя теорему Гёделя как частное следствие, наталкивает на мысль, что различие между истинностью и выводимостью довольно значительно. Но установить, насколько оно велико, удалось только сравнительно недавно, после многолетней совместной работы математиков многих стран, регулярно обменивавшихся промежуточными результатами.
Слайд 41Итог
Положительным утверждением квантовой физики является тезис, что наивысшая
реальность бытия есть универсальная пси-функция, управляющая всей Вселенной как единой и целостной системой, то есть актуальная бесконечность в функции объективного творчества. Положительное утверждение молекулярной биологии состоит в тезисе, что жизнь всякого отдельного существа организуется текстом ДНК, представляющим фрагмент какого-то бесконечно мудрого Слова, обладающего полнотой. Положительным утверждением математической логики служит тезис, что для математического творчества самой ценной идеей является внематематическая идея актуальной бесконечности, к которой человек приобщается не путем освоения ее своим сознанием, а путем мистического с ней соединения.
Георг Кантор (1845 – 1918), основоположник теории актуальной бесконечности
Слайд 42Итог
Не правда ли, повеяло чем-то очень знакомым?
Чем же? Вспомним хотя бы: «В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, I). И дальше: «В Нем была жизнь». Тут уместно вспомнить, что сказал когда-то Александр Поуп: «Недостаточное знание - опасная вещь. Пей вволю из его источника или вовсе к нему не подходи. Выпьешь мало - только опьянеешь, выпьешь больше - снова отрезвеешь». Когда наука была молодой и одерживала первые успехи, у нее закружилась голова от собственного мнимого всесилия, и она объявила свою монополию на истину. Сейчас, войдя в пору зрелости, она узнала больше и стала медленно, но верно возвращаться к тому миропониманию, которое когда-то было дано человечеству через Откровение.
Слайд 43ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ БРИФИНГА
Что такое реализм в средневековой философии?
Что
собой представляет учение Платона?
Что такое материализм?
Почему материализм и номинализм связаны между собой, вытекает ли первое из второго логически?
В чем коренное различие между картиной мира в физике 18-го – 1-й половины 20-го веков и картиной мира в современной физике?
Что такое энтропия?
Что такое актуальная бесконечность?
Какие альтернативы (или альтернатива) учению Дарвина существует в современной биологии?