Слайд 1Русская философия
Хх века
Основы философии
Слайд 2Презентацию подготовила
Студентка группы М-31 Долгинская
А.С.
Презентацию проверила
преподаватель философии Алагулова Т.А.
Слайд 3Русская философия
Русская философская мысль – явление чрезвычайно многоплановое и сложное. В
ее истории много спорных проблем, например, вопрос о ее начале.
Кто-то ведет отсчет отечественной философской традиции с 9 века, а кто-то- с петровских времен.
Мы рассмотрим наиболее значимые концепции и учения, начиная с 19 века, т.к. именно они вызывают наибольший интерес.
Слайд 4Феноменальность русской философии заключается в том, что она развивается исключительно автономно,
независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. в то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Слайд 5Особенности
Многонациональный характер - философская мысль на громадной территории России не сводится
к какой-то одной традиции. Это чрезвычайно сложное и многоплановое явление. Оно включает в себя сочинения выдающихся мыслителей, которые не могут быть отнесены к одной философской традиции. В их творчестве переплетаются самые разные культурные влияния.
Слайд 6Особенности
2) Позднее начало – русская философия складывается сравнительно поздно. Философские идеи
органично входили в древние летописи, литературные произведения. Но лишь к 18 веку философия в России складывается как самостоятельная форма духовного освоения мира.
Слайд 7Особенности
3) Социальная направленность – пристальное внимание философов к социальной проблематике.
4)
Народопоклонство – русской интеллигенции всегда было свойственно болезненное ощущение «долга перед народом», обязанности способствовать его просвещению и изменению его образа жизни.
Слайд 8Особенности
5) Место этики в философских концепциях – для русских мыслителей философское
творчество приобретает характер нравственной проповеди. Явно присутствует этическая, нравственная, моралистская направленность философии.
Слайд 9Особенности
6) Философско-художественный комплекс – пронизанность почти всей русской литературы и всего
искусства философской проблематикой. Грань между философией и художественной культурой становится условной, трудно отделимой.
Слайд 10Филофей Псковский
Мона́х Филофе́й (ок. 1465—1542) — старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря
(село Елизарово Псковского района).
Слайд 11Филофей Псковский и его деятельность
В начале XVI в. монах Филофей изложил
в послании царю Василию III свою знаменитую теорию «Москва - третий Рим». В ней утверждалось, что высшим призванием светской власти является сохранение православного христианства как подлинно истинного учения. Устами старца Филофея русская мысль признавала третьим Римом - Москву. Согласно ему, история осуществляется лишь во взаимоотношении Бога и «избранного народа». Первые два Рима пали: прекратил свое существование «старый Рим» как центр христианского учения.
Слайд 12
Пётр Яковлевич Чаадаев (1794–1856)
"Басманный философ"
«Мы не принадлежим ни к Западу, ни
к Востоку, мы — народ исключительный». Главная тема философских сочинений Чаадаева – размышления об исторической судьбе и роли России в мировой цивилизации. С одной стороны, он был убеждён, что «мы призваны решить большую часть проблем социального порядка…, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».
Слайд 13Пётр Яковлевич Чаадаев (1794–1856)
"Басманный философ"
С другой – сетовал на то, что
Россия оказалась отлучена от всемирно-исторического процесса. Одной из причин этого Чаадаев видел в православии и считал, что все христиане должны объединиться под эгидой католической церкви. Конечная цель истории по Чаадаеву – осуществление царства божьего на земле, которое он понимал как единое, справедливое общество. На его концепции опирались как славянофилы, так и западники.
Слайд 14Николай Фёдорович Фёдоров (1829–1903) «Московский Сократ»
«Если между сынами и отцами существует
любовь, то переживание возможно
только на условии воскрешения,
без отцов сыны жить не могут,
а потому они должны жить
только для воскрешения отцов,
– и в этом только заключается
всё».
Слайд 15Николай Фёдорович Фёдоров (1829–1903) «Московский Сократ»
Фёдоров считается основоположником русского космизма. Его
взгляды изложены в книге с говорящим названием «Философия общего дела». Он считал, что главной целью человечества должно быть воскрешение всех когда-либо живших людей.
Своё учение он называл «Новой Пасхой». Причём воскрешение и последующее бессмертие Фёдоров понимал не только в духовном, но и в физическом смысле, на основе научных достижений.
Для обеспечения вечной жизни нужно будет осуществлять регуляцию природы, а для расселения всех воскрешённых потребуется освоение космического пространства. По-видимому, эти его взгляды оказали влияние на Циолковского, который был знаком с Фёдоровым в юности.
Слайд 16Философская система
В.С. Соловьева (1853 – 1900)
Родился в семье известного русского
историка, профессора Московского университета Сергея Михайловича Соловьева. По материнской линии он — родственник Григория Сковороды. Владимир был одним из девяти детей и, судя по собственному позднему признанию, очень впечатлительным ребенком.
Слайд 17Философская система
В.С. Соловьева
Философия В. Соловьева принадлежит к наиболее ценным учениям
в русской религиозной мысли. Соловьеву принадлежит историософская теория христианского "богочеловеческого процесса", которая также получила название софиологии.
Софиология ( от греч. учение о премудрости) в русской философии понималось как учение о Премудрости Божьей. Софиология – учение об особом смысле мира. Понятие "софия" применялось в античной философии в противовес понятию "технэ" ("овеществленное художество"). София имела смысл "знания вечносущего".
Христианство пришло на Русь под знаком Софии, Премудрости Божьей. Суть религиозной духовности, вопринятой Русью, состояла не в рациональном логосе, ибо он абстрактен, но в идее соборности.
Софиология или соборность по-разному толковались в русской философской мысли. П. Флоренский понимал Софию как "идеальную Личность мира" и как "психическое содержание разума Бога", поддерживающего целостность мира.
Слайд 18Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948)
Родился в Киеве в семье потомственных
военных. Его дед был кутузовский генерал. Мать — урожденная княгиня Кудашева. По семейной традиции Бердяева отдали в Киевский кадетский корпус. Но военная карьера его не прельстила, и окончив корпус, он в 1894 году поступил на естественный факультет Киевского университета, а в 1895 году перешел на юридический.
Крупнейшие произведения :
"Смысл творчества",
"Судьба России",
"Философия неравенства", "Самопознание".
Последнее произведение относится к уникальному жанру — философской автобиографии.