Презентация, доклад по основам философии на тему Русская философия.

Содержание

Качается ветхая память В пространстве речных фонарей, Стекает Невой меж камнями, Лежит у железных дверей. Но в уличный камень кровавый Ворвались огни из подков И выжгли в нем летопись славы Навек отошедших веков Сей

Слайд 1Особенности русской философии.

Особенности русской  философии.

Слайд 2

Качается ветхая память В пространстве речных фонарей, Стекает Невой меж камнями, Лежит

у железных дверей. Но в уличный камень кровавый Ворвались огни из подков И выжгли в нем летопись славы Навек отошедших веков Сей каменный шифр разбирая И смысл узнавая в следах, Подумай, что доля святая И лучшая - слава в веках.
Леонид Гумилев
Качается ветхая память В пространстве речных фонарей, Стекает Невой меж камнями, Лежит у железных дверей.

Слайд 3Специфические проблемы русской философии:
1. Пути развития России – на что должно

ориентироваться наше государство в перспективе – на собственные традиции или на европейские.
Специфические проблемы русской философии:1. Пути развития России – на что должно ориентироваться наше государство в перспективе –

Слайд 4 2. Проблемы власти – размышления по поводу специфического отношения народа к

монарху, сформулированное в выражении «Царь –батюшка», место которого затем занимают представители Советской власти.
 2. Проблемы власти – размышления по поводу специфического отношения народа к монарху, сформулированное в выражении «Царь –батюшка»,

Слайд 53. Проблемы социальной справедливости – рассматривается возможность равномерного распределения экономических и

социальных благ.



3. Проблемы социальной справедливости – рассматривается возможность равномерного распределения экономических и социальных благ.

Слайд 64. Проблема человека – размышление над традиционной для философии темой –

роль и место человека в мире.
4. Проблема человека – размышление над традиционной для философии темой – роль и место человека в мире.

Слайд 75. Проблемы морали и нравственности – в русской философии часто добро,

справедливость – несправедливость представлены в своем диалектическом единстве.
5. Проблемы морали и нравственности – в русской философии часто добро, справедливость – несправедливость представлены в своем

Слайд 86. Человек показан как вечно сомневающийся, размышляющий нал тем, какую сторону

принять. Эта мысль ярко выражена Ф.М.Достоевским в романе «Братья Карамазовы»: «Здесь Бог с Дьяволом борются, а поле битвы – сердца людей».
6. Человек показан как вечно сомневающийся, размышляющий нал тем, какую сторону принять. Эта мысль ярко выражена Ф.М.Достоевским

Слайд 97. Проблемы творчества – поиск источников творческого процесса не столько в

индивидуальном плане (технология творчества конкретного человека), сколько в онтологическом (начало и статус творческой свободы в мире).
7. Проблемы творчества – поиск источников творческого процесса не столько в индивидуальном плане (технология творчества конкретного человека),

Слайд 10Важным аспектом для русской философии является соотношение:
-веры и разума;
-здравого смысла и

интуиции;
-философии и теологии;
-идеала аскетического и мирского.
Важным аспектом для русской философии является соотношение:-веры и разума;-здравого смысла и интуиции;-философии и теологии;-идеала аскетического и мирского.

Слайд 11Этапы русской философии:
1. X – XVII вв. – зарождение русской философии.
2.

Славянофильство и западничество
3. Народничество
4. Религиозная философия
5. Русский марксизм
6. Философская в советской и постсоветской России.
Этапы русской философии:1. X – XVII вв. – зарождение русской философии.2. Славянофильство и западничество3. Народничество4. Религиозная философия5.

Слайд 12Специфика русской философии
Религиозность – многие философы рассматривали человека, общество, государство, Вселенную как

через отношение к Богу.
Нравственность – проблемы добра и зла, справедливости проходят красной нитью сквозь все темы, развиваемые русскими философами.
Специфика русской философииРелигиозность – многие философы рассматривали человека, общество, государство, Вселенную как через отношение к Богу.Нравственность – проблемы добра

Слайд 13Практичность – русская философия редко уходила в создание теоретических, абстрактных конструкций. Часто

модели, создаваемые русскими философами, имеют непосредственное отношение к аспектам повседневной жизни человека.
Доступность – многие русские философы при изложении своих идей обходились без специфических философских терминов. Кроме того, часть философского наследия представлена в литературной форме (например, работы Ф.М.Достоевского, некоторые труды В.С.Соловьева).
Практичность – русская философия редко уходила в создание теоретических, абстрактных конструкций. Часто модели, создаваемые русскими философами, имеют непосредственное

Слайд 14Первый период – IX – XVII вв.  русской предфилософии.
Особенности:
1.Тесная связь с христианским

вероучением, воспринятым из Византии.
2. Художественно – образный характер.
Первый период – IX – XVII вв.  русской предфилософии.Особенности:1.Тесная связь с христианским вероучением, воспринятым из Византии.2. Художественно –

Слайд 15Митрополит Иларион (XI в.) «Слово о законе и благодати»
Это произведение по

теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и в самом деле как бы предвосхищает это будущее.
Тема «Слова…» - тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа.
Митрополит Иларион (XI в.) «Слово о законе и благодати»Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси,

Слайд 16Поучение Владимира Мономаха (1053-1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому, можно

жить в согласии с Богом.





В начале XVI в. монах Филофей изложил в послании царю Василию III свою теорию «Москва – третий Рим».

Поучение Владимира Мономаха (1053-1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому, можно жить в согласии с Богом.В начале

Слайд 17Второй период – XVIII в. появились серьезные теоретические системы, сопоставимые с лучшими

западными образцами.
Особенности:
Отграничение предмета философии от богословских размышлений.
Высокий интерес к естествознанию.
Возрастающее внимание к проблемам познания в целом.
Осмысление сущности человека.
Второй период – XVIII в. появились серьезные теоретические системы, сопоставимые с лучшими западными образцами.Особенности:Отграничение предмета философии от богословских

Слайд 18Отграничивая знание от богословия, Ломоносов писал:
Создатель дал роду человеческому две книги.

Первая – видимый сей мир, им созданный. Вторая книга – Священное писание. Не здраво рассудителен математик, если он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтырю можно научиться физике и химии.
Отграничивая знание от богословия, Ломоносов писал:Создатель дал роду человеческому две книги. Первая – видимый сей мир, им

Слайд 19М. В. Ломоносов.(1711-1765)
– ученый-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России,

реформатор русского языка и литературы, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Ломоносов в философии был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Он отводил большое место роли этики, морали и нравственности. Им была выдвинута теория атомической природы строения вещества.

М. В. Ломоносов.(1711-1765) – ученый-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России, реформатор русского языка и литературы, особенно

Слайд 20В центре научно – философских взглядов Ломоносова  - корпускулярная (атомно –

молекулярная) теория строения материи. Он утверждал, что природа и материя находятся в постоянном движении и развитии, а все вещи – в состоянии взаимосвязи. Последняя идея подводит Ломоносова к формулировке закона сохранения материи и движения.
В центре научно – философских взглядов Ломоносова  - корпускулярная (атомно – молекулярная) теория строения материи. Он утверждал,

Слайд 21Если к чему –либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего

–то другого. Так, сколько материи прибавляется какому – либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения.
Если к чему –либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего –то другого. Так, сколько материи прибавляется

Слайд 22А. Н. Радищев (1749-1802)
– писатель, философ. Хорошо знал труды западной

философии (Т. Гоббса, Г. Лейбница, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Н. Гердера, И. Канта). Радищев большое внимание уделил социально-политической философии. Социально-философские взгляды мыслителей того времени носили просветительско-гуманный характер. Главными произведениями являются: «Слово о Ломоносове»; «Письмо к другу, живущему в Тобольске», ода «Вольность», философско-публицистический трактат «Путешествие из Петербурга в Москву».
А. Н. Радищев (1749-1802) – писатель, философ. Хорошо знал труды западной философии (Т. Гоббса, Г. Лейбница, Ж.

Слайд 231. Центральное философское произведение «О человеке, о его смертности и бессмертии»

- обобщение знаний и гипотез о сущности человека, работа закладывает основы русской философской антропологии.
1. Центральное философское произведение «О человеке, о его смертности и бессмертии» - обобщение знаний и гипотез о

Слайд 242.«Путешествие из Петербурга в Москву» - свобода, равенство как неотъемлемая и

неотчуждаемая сущность человека.
2.«Путешествие из Петербурга в Москву» - свобода, равенство как неотъемлемая и неотчуждаемая сущность человека.

Слайд 25В. С. Соловьев (1853-1900)
Центральной является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства

(целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от, друга. «Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины, добра и красоты постигается
лишь «цельным знанием», которое является органическим единством трех компонентов: теологии, философии и опытной науки. В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории – богочеловечество.

В. С. Соловьев (1853-1900) Центральной является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все

Слайд 26Проявления всеединства:
Онтологический аспект – единство Творца и творения.
Гносеологический аспект – «цельное знание» –

единство научного, философского и мистического знания.
Аксиологический аспект – единство Истины, добра и красоты, соответствующих Трем Ипостасям.
Проявления всеединства:Онтологический аспект – единство Творца и творения.Гносеологический аспект – «цельное знание» – единство научного, философского и мистического знания.Аксиологический

Слайд 27Домашнее задание.
Выписать пять философов современности:
ФИО, год рождения, основные произведения, идеи.

Домашнее задание.Выписать пять философов современности: ФИО, год рождения, основные произведения, идеи.

Слайд 28Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть