Слайд 1Особенности русской философии.
Слайд 2
Качается ветхая память
В пространстве речных фонарей,
Стекает Невой меж камнями,
Лежит
у железных дверей.
Но в уличный камень кровавый
Ворвались огни из подков
И выжгли в нем летопись славы
Навек отошедших веков
Сей каменный шифр разбирая
И смысл узнавая в следах,
Подумай, что доля святая
И лучшая - слава в веках.
Леонид Гумилев
Слайд 3Специфические проблемы русской философии:
1. Пути развития России – на что должно
ориентироваться наше государство в перспективе – на собственные традиции или на европейские.
Слайд 4 2. Проблемы власти – размышления по поводу специфического отношения народа к
монарху, сформулированное в выражении «Царь –батюшка», место которого затем занимают представители Советской власти.
Слайд 53. Проблемы социальной справедливости – рассматривается возможность равномерного распределения экономических и
социальных благ.
Слайд 64. Проблема человека – размышление над традиционной для философии темой –
роль и место человека в мире.
Слайд 75. Проблемы морали и нравственности – в русской философии часто добро,
справедливость – несправедливость представлены в своем диалектическом единстве.
Слайд 86. Человек показан как вечно сомневающийся, размышляющий нал тем, какую сторону
принять. Эта мысль ярко выражена Ф.М.Достоевским в романе «Братья Карамазовы»: «Здесь Бог с Дьяволом борются, а поле битвы – сердца людей».
Слайд 97. Проблемы творчества – поиск источников творческого процесса не столько в
индивидуальном плане (технология творчества конкретного человека), сколько в онтологическом (начало и статус творческой свободы в мире).
Слайд 10Важным аспектом для русской философии является соотношение:
-веры и разума;
-здравого смысла и
интуиции;
-философии и теологии;
-идеала аскетического и мирского.
Слайд 11Этапы русской философии:
1. X – XVII вв. – зарождение русской философии.
2.
Славянофильство и западничество
3. Народничество
4. Религиозная философия
5. Русский марксизм
6. Философская в советской и постсоветской России.
Слайд 12Специфика русской философии
Религиозность – многие философы рассматривали человека, общество, государство, Вселенную как
через отношение к Богу.
Нравственность – проблемы добра и зла, справедливости проходят красной нитью сквозь все темы, развиваемые русскими философами.
Слайд 13Практичность – русская философия редко уходила в создание теоретических, абстрактных конструкций. Часто
модели, создаваемые русскими философами, имеют непосредственное отношение к аспектам повседневной жизни человека.
Доступность – многие русские философы при изложении своих идей обходились без специфических философских терминов. Кроме того, часть философского наследия представлена в литературной форме (например, работы Ф.М.Достоевского, некоторые труды В.С.Соловьева).
Слайд 14Первый период – IX – XVII вв. русской предфилософии.
Особенности:
1.Тесная связь с христианским
вероучением, воспринятым из Византии.
2. Художественно – образный характер.
Слайд 15Митрополит Иларион (XI в.) «Слово о законе и благодати»
Это произведение по
теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и в самом деле как бы предвосхищает это будущее.
Тема «Слова…» - тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа.
Слайд 16Поучение Владимира Мономаха (1053-1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому, можно
жить в согласии с Богом.
В начале XVI в. монах Филофей изложил в послании царю Василию III свою теорию «Москва – третий Рим».
Слайд 17Второй период – XVIII в. появились серьезные теоретические системы, сопоставимые с лучшими
западными образцами.
Особенности:
Отграничение предмета философии от богословских размышлений.
Высокий интерес к естествознанию.
Возрастающее внимание к проблемам познания в целом.
Осмысление сущности человека.
Слайд 18Отграничивая знание от богословия, Ломоносов писал:
Создатель дал роду человеческому две книги.
Первая – видимый сей мир, им созданный. Вторая книга – Священное писание. Не здраво рассудителен математик, если он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтырю можно научиться физике и химии.
Слайд 19М. В. Ломоносов.(1711-1765)
– ученый-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России,
реформатор русского языка и литературы, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Ломоносов в философии был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Он отводил большое место роли этики, морали и нравственности. Им была выдвинута теория атомической природы строения вещества.
Слайд 20В центре научно – философских взглядов Ломоносова - корпускулярная (атомно –
молекулярная) теория строения материи. Он утверждал, что природа и материя находятся в постоянном движении и развитии, а все вещи – в состоянии взаимосвязи. Последняя идея подводит Ломоносова к формулировке закона сохранения материи и движения.
Слайд 21Если к чему –либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего
–то другого. Так, сколько материи прибавляется какому – либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения.
Слайд 22А. Н. Радищев (1749-1802)
– писатель, философ. Хорошо знал труды западной
философии (Т. Гоббса, Г. Лейбница, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Н. Гердера, И. Канта). Радищев большое внимание уделил социально-политической философии. Социально-философские взгляды мыслителей того времени носили просветительско-гуманный характер. Главными произведениями являются: «Слово о Ломоносове»; «Письмо к другу, живущему в Тобольске», ода «Вольность», философско-публицистический трактат «Путешествие из Петербурга в Москву».
Слайд 231. Центральное философское произведение «О человеке, о его смертности и бессмертии»
- обобщение знаний и гипотез о сущности человека, работа закладывает основы русской философской антропологии.
Слайд 242.«Путешествие из Петербурга в Москву» - свобода, равенство как неотъемлемая и
неотчуждаемая сущность человека.
Слайд 25В. С. Соловьев (1853-1900)
Центральной является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства
(целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от, друга. «Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины, добра и красоты постигается
лишь «цельным знанием», которое является органическим единством трех компонентов: теологии, философии и опытной науки. В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории – богочеловечество.
Слайд 26Проявления всеединства:
Онтологический аспект – единство Творца и творения.
Гносеологический аспект – «цельное знание» –
единство научного, философского и мистического знания.
Аксиологический аспект – единство Истины, добра и красоты, соответствующих Трем Ипостасям.
Слайд 27Домашнее задание.
Выписать пять философов современности:
ФИО, год рождения, основные произведения, идеи.