Презентация, доклад Немецкая классическая философия. И.Кант

Творчество Канта делится на 2 периода – докритический (до 1770 г.) и критический. В докритический период интересы Канта носят естественнонаучный характер. Написал трактат «Всеобщая история и теория неба», в которой сформулировал теорию происхождения Вселенной из первоначальной

Слайд 1НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – ВЕРШИНА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
Иммануил Кант
Иоганн Готлиб

Фихте
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Конец 18 – 1 половина 19 века.

Немецкая классическая философия – синтез предшествующих философских поисков Нового времени.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – ВЕРШИНА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИПРЕДСТАВИТЕЛИ:Иммануил КантИоганн Готлиб ФихтеФридрих Вильгельм Йозеф ШеллингГеорг Вильгельм Фридрих

Слайд 2Творчество Канта делится на 2 периода – докритический (до 1770 г.)

и критический.
В докритический период интересы Канта носят естественнонаучный характер. Написал трактат «Всеобщая история и теория неба», в которой сформулировал теорию происхождения Вселенной из первоначальной туманности.
Сформулировал 3 вопроса философии: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?»
1770 г. – переход к воззрениям критического периода под влиянием работ Д. Юма. «Юм пробудил меня от догматической спячки» (И. Кант). Вопрос Юма о том, что стоит за впечатлениями, которые получает человек, есть ли за ними объективная реальность, заставили Канта задуматься о вопросах познания.
1781 г. – работа «Критика чистого разума» («чистый» в терминологии Канта – теоретический, не связанный с практическими целями).

Творчество Канта делится на 2 периода – докритический (до 1770 г.) и критический. В докритический период интересы

Слайд 3И. Кант начинает рассуждения с традиционного для Нового времени вопроса –

как возможна подлинная наука.
Кант отвергает ссылки на опыт и эксперимент, т.к. НАШ УМ ПОЗНАЁТ МИР НЕ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ, А ТАКИМ, КАКИМ ОН ЯВЛЯЕТСЯ НАМ.










Кант делит знания на две категории

АПРИОРНЫЕ
(предшествующие опыту)

АПОСТЕРИОРНЫЕ
(приобретённые опытным путём)

Априорные знания – основа научного познания, апостериорные – залог его развития и обновления.

И. Кант начинает рассуждения с традиционного для Нового времени вопроса – как возможна подлинная наука. Кант отвергает

Слайд 4«ЧТО Я МОГУ ЗНАТЬ?»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
наука
метафизика (философия)

«ЧТО Я МОГУ ЗНАТЬ?»ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКАнаукаметафизика (философия)

Слайд 5АНТИНОМИИ РАЗУМА
Каждую из частей антиномии можно доказать, не нарушая законов логики.

Поэтому метафизика невозможна как рациональная наука. Человек не может познать мир таким, каков он есть на самом деле. Это – «вещь в себе», а познать можно только явления – феномены.
АНТИНОМИИ РАЗУМАКаждую из частей антиномии можно доказать, не нарушая законов логики. Поэтому метафизика невозможна как рациональная наука.

Слайд 6ТРАДИЦИОННАЯ СХЕМА ПОЗНАНИЯ
Сознание человека (познающий субъект)
Мир
Познание как отражение
«КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ»

КАНТА

Сознание человека (познающий субъект)


Вещь в себе

Познание как набрасывание сетки априорных категорий на явления

Явления

ТРАДИЦИОННАЯ СХЕМА ПОЗНАНИЯ Сознание человека (познающий субъект)Мир Познание как отражение«КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ» КАНТАСознание человека (познающий субъект) Вещь в

Слайд 7ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАНТ С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ОЧЕРТИЛ ГРАНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ, А

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ,
ПОКАЗАЛ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И АКТИВНОСТЬ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАНТ С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ОЧЕРТИЛ ГРАНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ, А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ПОКАЗАЛ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ

Слайд 8ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НЕ МОЖЕТ РАЗРЕШИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ, НЕ ВПАДАЯ В АНТИНОМИИ,

ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДМЕТОМ ВЕРЫ.

ЧТО Я ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ?
«Критика практического разума» (1788 г.)
Практический разум – тот, которым люди руководствуются в своих действиях.
В произведении Кант исследует основы морали.
Сформулировал всеобщий моральный закон – категорический императив
(т.е. требование):

«Поступай так, чтобы максима (т.е. предписание) твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства»

«Человек человеку всегда цель, но никогда – средство».

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НЕ МОЖЕТ РАЗРЕШИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ, НЕ ВПАДАЯ В АНТИНОМИИ, ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДМЕТОМ ВЕРЫ. ЧТО Я ДОЛЖЕН

Слайд 9В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВОВ КАНТ РАЗЛИЧАЕТ
2 ТИПА ПОСТУПКОВ
Легальные
(внешне соответствуют

требованиям морали, но совершаются ради удовольствия, выгоды и т.п.)

Моральные
(совершаются исключительно из чувства долга, уважения к нравственному закону)

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВОВ КАНТ РАЗЛИЧАЕТ  2 ТИПА ПОСТУПКОВЛегальные(внешне соответствуют требованиям морали, но совершаются ради удовольствия,

Слайд 10Только долг, а не какой-либо иной мотив (склонность и пр.) придает

поступку моральный характер.
«…Имеются некоторые столь участливо настроенные души, что они и без всякого другого тщеславного или корыстолюбивого побудительного мотива находят внутреннее удовольствие в том, чтобы распространять вокруг себя радость, и им приятно удовлетворенность других, поскольку она дело их рук. Но я утверждаю, что в этом случае всякий такой поступок, как бы он ни сообразовывался с долгом и как бы он ни был приятным, все же не имеет никакой нравственной ценности» (И. Кант).
Только долг, а не какой-либо иной мотив (склонность и пр.) придает поступку моральный характер. «…Имеются некоторые столь

Слайд 11Задание: Прочитайте эпиграмму поэта Ф. Шиллера
Сомнение совести:
Ближним охотно служу, но –

увы! – имею к ним склонность.
Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я?
 
Решение:
Нет другого пути: стараясь питать к ним презренье
И с отвращеньем в душе, делай, что требует долг!
 
Какая сторона этики Канта раскрыта в эпиграмме?
Задание: Прочитайте эпиграмму поэта Ф. Шиллера Сомнение совести:Ближним охотно служу, но – увы! – имею к ним

Слайд 12Не стремление к счастью и удовольствиям возвышает человека, но только следование

долгу.
Свобода – условие нравственного закона: «Ты должен, значит, ты можешь»
Антиномии о Боге, свободе, бессмертии души, неразрешимые в рамках теоретического («чистого») разума, решаются в философии Канта в рамках практического разума (морали). Свобода выступает как условие морали, Бог – осмысливается как её Гарант, бессмертие души – как возможность награды за моральные поступки.

Не стремление к счастью и удовольствиям возвышает человека, но только следование долгу. Свобода – условие нравственного закона:

Слайд 13Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо

над головой и нравственный закон внутри нас.

И. Кант
Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть