Слайд 1Философские рассуждения Пифагора
о числах и бытие мира
Слайд 2Введение
Каждый из нас знает теорему Пифагора,
доказанную им 8 тысяч
лет назад.
Но не каждому известно, что Пифагор был одним
из величайших философов, учение которого,
к сожалению, не сохранилось до наших дней.
Его великий труд умер вместе с ним и его учениками,
разбросанными по всему миру после смерти учителя
и не сумевшими восстановить школу,
чтобы сохранить мудрость Мастера.
Учение Пифагора известно нам лишь в пересказах древних философов.
Они не могут дать полного представления
об этом человеке и его учении, но из этих малочисленных,
отрывочных сведений
мы можем судить, насколько умен был этот человек.
Слайд 3От самого Пифагора не дошло ни одной строки
по-видимому, он действительно
ничего не писал.
Непосредственные ученики Пифагора
не оставили изложения его идей
в отличие, скажем, от учеников Сократа.
Дошедшие до нас учения ранних пифагорийцев
конец VI - середина V в до н.э.
Алкимиона, Гиппаса, Менестора, Гиппона и др
носят слишком индивидуальный характер,
что бы видеть в них изложение системы самого Учителя.
Библиография работ по пифагоризму
насчитывает сотни книг и статей,
при этом, однако, трудно найти какой-либо факт,
включая само историческое существование Пифагора,
с которым согласились бы все высказывающиеся по этому вопросу.
Одни считают Пифагора основателем европейской научной традиции,
шаманом, предводителем экстатических культов и тайных мистерий,
третьи полагают, что он соединял в себе оба этих качества.
Слайд 4Однако и внутри этих направлений точки зрения существенно разнятся.
Трудно поэтому понять,
что представлял собой Пифагор и созданная им школа.
Таким образом, деятельность Пифагора можно понимать двояко:
с одной стороны, ему приписывается религиозно-мистическая мудрость,
с другой стороны, он положил начало научным знаниям.
Достоверно о Пифагоре известно лишь следующее:
что он заимствовал у орфиков идею о переселении душ,
что он предпринял научные занятия и что он основал общество,
построенное на религиозных и этических принципах.
Слайд 5Историческая справка.
Изобретение самого термина ФИЛОСОФИЯ
традиция приписывает Пифагору Самосскому.
Пифагор видел
себя не обладателем истины,
а лишь человеком,
стремящимся к ней как к недостижимому идеалу.
Поэтому Пифагор утверждал,
что он не есть воплощение мудрости – мудрец (софос),
а лишь любитель мудрости – любомудр (философ).
Но философия для Пифагора была не просто умственным любомудрием,
но и особой системой жизненных правил.
Любовь к мудрости должна была охватывать не только ум,
но и все существо философа,
подчиняя его себе и делая его аристократом духа и добродетели.
Слайд 7Приблизительной датой
рождения Пифагора считают 570 г. до н.э.
Частные эпитеты,
в окружении которых фигурирует имя Пифагора
на страницах популярных научных работ
носят легендарный,
полулегендарный и даже полумифический характер.
Создается впечатление,
что биография Пифагора действительно состоит из легенд.
Огромная слава Пифагора
сослужила ему двоякую службу.
Она сделала его имя притягательным.
И, умножаясь от века к веку,
она, в тоже время, позволила донести до нас
память о реальных событиях того времени.
Слайд 8О Пифагоре говорят его современники
Ксенофан и Гераклит,
в середине века
- историк
Геродот и философ Эмпедокл,
его имя встречается у поэта и философа
Иона Хиосского и писателя Главка из Регия.
Ксенофан
Древнегреческий
поэт и философ.
570 г. до н.э., Колофон
475 г. до н.э. (95 лет)
Гераклит
Древнегреческий
философ.
535 г. до н.э., Эфес
475 г. до н.э. (60 лет)
Геродот
Древнегреческий историк
484 г. до н.э., Галикарнас
425 г. до н.э. (59 лет)
Слайд 9Об исключительной популярности Пифагора
свидетельствуют
монеты с его изображениям
и с
надписью Пифагор, выпущенные в 430-420 гг. до н.э.
Самосская монета
с изображением
Пифагора.
Слайд 10Для 5 в. до н.э. это случай беспрецедентный
изображения философов на
монетах появляются гораздо позже и,
как правило, в их родных городах
Перед нами первый портрет на греческих монетах,
Первый подписанный портрет.
Пифагор первым из греческих философов удостоился
специально посвященного ему сочинения.
Слайд 11У Пифагора была отличительная черта – он постоянно учился.
Среди его учителей
можем отметить Фалеса, Анаксимена,Анаксимандра.
Слайд 12Жизнь Пифагора и его школа
Среди противоречивых учений своих учителей
Пифагор
искал живой связи, синтеза единого великого целого.
Он поставил себе цель - найти путь ведущий к свету истины,
то есть познать жизнь в единстве.
С этой целью Пифагор посетил весь древний мир.
Он считал,
что должен расширить и без того уже широкий кругозор,
изучая все религии, доктрины и культы.
Он жил среди раввинов
и много узнал о тайных традициях Моисея, законодателя Израиля.
Слайд 13Затем посетил Египет, где был посвящен в Мистерии Исиды.
В Финикии
и Сирии Пифагор был посвящен в Мистерии Адониса,
и, сумев пересечь долину
Евфрата, он находился достаточно долго у халдеев,
чтобы перенять их секретную мудрость.
Пифагор посетил Азию и Африку,
в том числе Мелефис, Индустан и Вавилон.
В Вавилоне он изучил знания магов.
Будучи посвященным во все древние
Мистерии, философ возвратился в Грецию,
где основал школу, в г. Кротоне.
Целью Пифагора было не только передать свое учение
группе избранных учеников,
но и применить эти учения
к воспитанию юношества и жизни государства.
Слайд 14Пифагорейцы встречают восход солнца.
Слайд 15В конце своей жизни Пифагор попытался провести реформу
государственного устройства,
идеал
которого состоял в порядке и гармонии и был чужд олигархии.
Принимая дорийскую конституцию как таковую,
он стремился внести в нее новое устройство сверхполитической власти,
создать власть науки с совещательным
или решающим голосом во всех вопросах - совет трехсот .
Совет трехсот пополнялся исключительно из числа посвященных.
Слайд 16Пифагор стремился поставить во главе государства умных правителей,
опирающихся на высшее
знание.
То, что удалось сделать Пифагору, хотя бы на короткое время,
не удавалось никому из посвященных.
Но эта реформа произойдет 30 лет спустя, а по прибытии в
Кротон философ пытается открыть школу,
чтобы передать свои знания следующему поколению.
Слайд 17Он был человеком с сильными социальными и политическими убеждениями и глубоким
чувством собственной значимости. Он был избранным лидером, пророком, но не без хитрости и хорошего знания практических деталей и средств, которые только и могут объяснить его последующий феноменальный успех. Немалый успех сыграло то, что Пифагор прибыл в Кротон в тяжелый для города период и каким-то образом сумел использовать эту ситуацию в своих целях.
Слайд 18Пифагор стоял в стороне от политики.
Для всех - и высших, и
низших - у Пифагора было мудрое изречение
следует избегать всеми средствами,
отсекая огнем и мечом, и всем, чем только можно,
от тела - болезнь,
от души - невежество,
от желудка - излишнего,
от города - смуту,
от дома - раздоры,
и от всего вместе - неумеренность.
Сообщество, созданное Пифагором,
оказалось весьма жизнеспособным.
Слайд 19Пифагор создал основы наук о Числах,
Космосе, Музыке небесных сфер, монадологии,
современной квантовой теории строения материи.
Важнейшие открытия сделаны им в областях математики,
музыки, оптики, геометрии, астрономии,
теории чисел, теории суперструн (земного монохорда),
психологии, педагогики, этики.
Философия Пифагора основывается на знании законов взаимосвязи
видимого и невидимого миров,
единства материи и духа, на утверждении бессмертия душ
и их постепенном очищении посредством переселения (теория инкарнации).
Пифагор впервые назвал Вселенную Космосом (строением, зданием)
и развил учение о Космосе как о закономерном, стройном целом,
подчиненном законам гармонии и числа.
Первый высказал идею о шарообразности Земли.
Слайд 20Пифагорейская философия чисел
Пифагор признавал математические начала
за начала всего сущего.
Философская
истина
переносится им на музыку и числа.
Число понимается как термин,
приложимый ко всем цифрам
и их комбинациям.
Пифагор определяя число
как энергию и считал, ч
то через науку о числах
раскрывается тайна Вселенной,
ибо число заключает в себе тайну вещей.
Именно наука о числе
может обладать ключом жизни и сути бытия.
Великая заслуга Пифагора состояла в том,
что он формулировал закон Числа с ясностью греческого гения.
Он сделал из него центр теогонии и основу всех наук.
Слайд 21Основная философская направленность Пифагора
состояла в философии числа.
Числа у пифагорейцев
вначале вообще не отличались от самих вещей
и, следовательно, были просто числовым образом.
При этом под числовым образом
понимались не только физические вещи,
но и вообще все существующее,
как, например, добро или добродетель.
Затем они стали трактоваться как сущности,
принципы и причины вещей.
Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям,
считали началами всего - числа,
так как в числах они находили много сходства с тем,
что существует и происходит,
и в числах первичные элементы всех математических начал.
Слайд 22 Вначале пифагорейцы формируют сугубо конкретное
физическое понимание числа:
числа –
особые протяженные вещи,
из которых составляются предметы чувственного мира.
Они - начало и элемент всего сущего.
Логическая основа этого представления-
геометрическое понимание чисел:
единица – это точка,
две точки определяют прямую линию,
три точки – плоскость.
Отсюда представления о треугольниках, квадратах, прямоугольниках.
Треугольник - есть первоисточник рождения
и сотворения различных видов вещей.
Квадрат несет в себе образ божественной природы,
эта фигура символизирует высокое достоинство,
ибо прямые углы предают целостность,
а количество сторон способно устоять перед силой.
Слайд 23Здесь нужно упомянуть о главном пифагорском символе –
пифагорская звезда,
которая
образована диагоналями правильного пятиугольника.
Поразительным является и еще одно обстоятельство.
Именно звездчатый пятиугольник наиболее распространен
в живой природе
(вспомним цветы незабудки, гвоздики,
колокольчика, вишни, яблони и т.д.)
и принципиально невозможен
в кристаллических решетках неживой природы.
Симметрию пятого порядка называют симметрией жизни.
Это своеобразный защитный механизм живой природы
против кристализации,
против окаменения, за сохранение живой индивидуальности.
И именно эту геометрическую фигуру пифагорейцы
выбирают в качестве символа здоровья и жизни
Слайд 25Пифагорейская звезда (пентаграмма) была тайным знаком,
по которому пифагорейцы узнавали друг
друга.
Слайд 26Из множества чисел священно число “36” : 1 + 2 +
3 .
Оно состоит из единицы,
а без единицы нет ни одного числа и она символизирует “ед.”
- единство бытия и мира.
Оно состоит из двойки,
которая символизирует принципиальную полярность во Вселенной:
свет-тьма, добро-зло и т.д.
Оно состоит из тройки,
совершеннейшей из чисел, ибо имеет начало, середину и конец.
Кроме того, в числе “36” возможны удивительные превращения,
например: 36 = 1+2+3+4+5+6+7+8.
Слайд 27Можно сделать вывод, что числа у пифагорийцев выступают
основополагающими универсальными объектами,
к которым предполагалось свести
не только математические построения,
но и все многообразие действительности.
Физические, этические, социальные и религиозные понятия
получили математическую окраску.
Науке о числах отводится огромное место в системе мировоззрения,
т.е. фактически математика объявляется философией.
Слайд 28Особое значение пифагорейцы приписывали числам
в деле познания.
По Филолаю “число
– есть основание оформленности
и познаваемости всего сущего. Все познаваемое имеет число.
Ибо без него невозможно ничего ни понять, ни познать”.
Слайд 29
Семь священных ладов, построенных на семи нотах семиструнника,
соответствуют семи цветам
света,
семи планетам и семи видам существования,
повторяющимся во всех сферах материальной и духовной жизни,
начиная с самой смиренной и кончая самой великой.
Мелодии этих ладов, введенные в душу ученика,
настраивают душу человека и делают ее настолько гармоничной,
чтобы она могла ответно вибрировать на каждое дуновение Истины.
Семеричность, как отражение строения мира.
Слайд 30
Утвердив музыку как точную науку,
Пифагор применил найденные им законы
гармонических
отношений
ко всем феноменам Природы,
пойдя настолько далеко,
что установил при этом
гармонические отношения между планетами,
созвездиями и элементами.
Интересным примером
современного подтверждения
древнего философского учения
является прогрессия элементов
согласно их гармоническим отношениям.
Если упорядочить перечень элементов по восходящей
в зависимости от атомных весов, то,
по А. Ньюленду, каждый восьмой элемент заметно повторяет свойства.
Это открытие в современной химии известно под именем закона октавы.
Слайд 31
ИНТЕРВАЛЫ И ГАРМОНИИ СФЕР
В пифагорейской концепции музыки сфер интервал
между Землей
и сферой неподвижных звезд
рассматривался в качестве диапазона
- наиболее совершенного гармонического интервала.
Наиболее принятым порядком музыкальных интервалов планет
между сферой Земли и сферой неподвижных звезд является такой:
от сферы Земли до сферы Луны - один тон;
от сферы Луны до сферы Меркурия - полтона;
от Меркурия до Венеры - полтона; от Венеры до Солнца - полтора тона;
от Солнца до Марса - один тон; от Марса до Юпитера -полтона;
от Юпитера до Сатурна - полтона;
от Сатурна до неподвижных звезд - полтона.
Сумма этих интервалов равна шести тонам октавы.
Слайд 32Из книги Стэнли "История философии"
Слайд 33
В центре вселенной
Пифагор ставит огонь
(относительно которого
Солнце – лишь
отражение).
В эзотеризме всего Востока Огонь есть символ Духа,
божественного, вселенского Сознания.
Таким образом то, что наши философы обыкновенно принимают
за физику Пифагора и Платона, не что иное,
как образное описание их тайной философии, ясной для посвященных,
но непроницаемой для непосвященных,
тем более, что ее выдавали за простую физику.
Следовательно, в ней мы должны искать нечто
вроде космографии жизни души, не более того.
Слайд 34
Он знал также, что каждый солнечный мир
образует маленькую вселенную,
которая
имеет свое соответствие в мире духовном
и обладает своим собственным небом.
Планеты были как бы ступенями ведущей к нему лестницы.
Но эти идеи, способные перевернуть всю народную мифологию,
показались бы толпе кощунственными,
и поэтому они никогда не высказывались публично.
Их передавали не иначе, как под строжайшей тайной.
Слайд 35
Видимая Вселенная, говорил Пифагор, небо со всеми его звездами,
есть не
что иное, как преходящая форма Мировой Души, великой Майи,
которая сосредоточивает материю,
разбросанную в бесконечном пространстве,
а затем растворяет ее и разбрасывает
в виде невесомого космического флюида.
Каждый солнечный вихрь обладает частицей этой Мировой Души,
которая в течение миллиона веков развивается в его лоне с особой,
свойственной этому вихрю энергией и мерой.
Что же касается сил, царств, пород и живых душ,
которые долженствуют явиться на светилах этой малой вселенной,
– они приходят от Бога, они спускаются от Отца;
т.е. они исходят из высшего духовного порядка
и из предшествовавшей материальной эволюции,
иными словами – из потухшей солнечной системы.
Слайд 36
Из этих духовных сил, одни абсолютно бессмертны
и они руководят образованием
нового мира;
другие же ожидают его рождения в состоянии космического сна,
чтобы, сообразно своему роду и в соответствии с вечным законом,
снова вступить в ряды видимых существ.
Слайд 37
Между тем, солнечная душа и её центральный огонь,
непосредственно движимый великой
Монадой,
работает над расплавленной материей.
Планеты – дочери Солнца.
Каждая из них, созданная присущими материи
силами притяжения и вращения,
одарена полусознательной душой,
исшедшей из солнечной души,
и имеет свой особый характер, свою специальную роль в эволюции.
Так как каждая планета есть особое выражение Божественной Мысли,
и каждая исполняет особую функцию в планетарной цепи,
то древние отождествили имена планет с именами великих богов,
которые представляют собой божественные качества,
действующие во Вселенной.
Мона́да, согласно пифагорейцам, обозначала божество,
или первое существо, единицу или единое, как неделимое.
Позднее — многозначный термин
в различных философских системах Нового времени
и современности, в психологии и эзотерике.
Слайд 38
«Монада Пифагора».
Треугольное число 10 и сумма
Четверицы 1+2+3+4=10
Слайд 39Ямвлих (ок. 242–306 гг.)
философ-неоплатоник
Его сочинение
'О Пифагоровой жизни'
самое большое по
объему
и наиболее сложное из всех
сохранившихся трудов о Пифагоре.
Слайд 40Ямвлих собрал тридцать девять
символических изречений Пифагора
и дал им интерпретацию.
Они были переведены с греческого Томасом Тэйлором.
Афористические утверждения
были одним из любимых методов Пифагора и
широко использовались в пифагорейском университете в Кротоне.
Ниже приведены десять наиболее важных афоризмов
с краткими объяснениями их скрытого значения.
Слайд 41УКЛОНЯЙСЯ ДОРОГ ИСХОЖЕННЫХ, ИСПОЛЬЗУЙ НЕХОЖЕНЫЕ ПУТИ.
Это надо понимать так, что
тот, кто ищет мудрости,
должен искать ее в уединении.
2. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ВСЛЕД ЗА БОГАМИ, БУДЬ ХОЗЯИНОМ СВОЕМУ ЯЗЫКУ.
Этот афоризм предупреждает человека,
что его слова вместо того,
чтобы давать о нем подлинное представление,
могут вводить других в заблуждение,
и когда есть какое-либо сомнение,
что следует сказать, всегда лучше промолчать.
Слайд 423. ДУЕТ ВЕТЕР, ПОКЛОНЯЙСЯ ШУМУ.
Пифагор напоминает здесь своим ученикам о
том,
что Бог повелевает слушать голос элементов
и что все вещи в природе проявляются через гармонию,
ритм, порядок или действо, приписываемые Богу.
4. ПОМОГАЙ ЧЕЛОВЕКУ НЕСТИ БРЕМЯ,
НО НЕ ПОМОГАЙ ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ НЕГО.
Следует помогать старательным,
но никогда не помогать тем,
кто стремится избежать ответственности,
— грех помогать ленивым.
Слайд 435. НЕ ГОВОРИ О ДЕЛАХ ПИФАГОРЕЙСКОГО УЧЕНИЯ ВО ТЬМЕ.
Здесь мир
предупреждается о том,
что не следует толковать Божьи тайны
и секреты науки без духовного
и интеллектуального просветления.
6. НЕ ВОЗВРАЩАЙСЯ В ДОМ ПОКИНУТЫЙ,
ИНАЧЕ ФУРИИ БУДУТ ТВОЕЙ КОМПАНИЕЙ.
Пифагор здесь предупреждает, что если человек,
начав поиски истины и изучив некоторые таинства,
попытается вернуться на свой путь порока и невежества,
он претерпит страшные страдания.
Лучше ничего не знать о божественном,
нежели познать малость и остановиться на полдороге.
Слайд 447. КОРМИ ПЕТУХА, НО НЕ ПРИНОСИ ЕГО В ЖЕРТВУ,
ПОСКОЛЬКУ ПОСВЯЩЕН
ОН СОЛНЦУ И ЛУНЕ.
Два великих урока скрыто в этом афоризме.
Первый заключается в том,
что не следует приносить в жертву богам живых существ,
потому что жизнь священна,
и не следует разрушать ее, даже предлагая Богу.
Второй заключается в предупреждении человеку,
что человеческое тело, символизируемое здесь петухом,
посвящено солнцу (Богу) и луне (природе)
и должно сохраняться как наиболее драгоценное
средство человеческого воплощения.
Пифагор предостерегал своих учеников также от самоубийства.
Слайд 458. НЕ ПОЗВОЛЯЙ ЛАСТОЧКАМ СЕЛИТЬСЯ В СВОЕМ ДОМЕ.
Это предупреждение искателю
истины,
чтобы он не позволял проникать в свой ум
блуждающим мыслям или же входить в свою жизнь людям,
не способным к духовному изменению.
Он должен окружать себя рационально мыслящими людьми
и сознательными работниками.
9. НЕ ПРОТЯГИВАЙ ОХОТНО СВОЮ ПРАВУЮ РУКУ НИКОМУ.
Это предупреждение ученику: следует иметь свой собственный ум
и не делиться мудростью и знанием (правая рука) с теми,
кто не способен это оценить.
Рука здесь представляет истину, которая поднимает тех,
кто упал по причине невежества;
но поскольку многие из таких падших вовсе не нуждаются в мудрости,
они скорее отрубят руку, протянутую им.
Только время может помочь в искуплении невежества людей.
Слайд 4610. ПОДНЯВШИСЬ С ПОСТЕЛИ, РАЗГЛАДЬ СЛЕДЫ ТЕЛА.
Пифагор считал, что ученики,
проснувшиеся от спячки невежества
и пришедшие в бодрствующее состояние разума,
должны устранить все воспоминания
о своей бывшей духовной темноте.
Мудрый человек не оставляет позади себя форму,
которую менее разумные могут принять
за форму для изготовления идола.
Слайд 47 Пифагорейцы имели множество символических изречений.
Собрание этих изречений, называемых акусмами,
заменяло собой устав общества.
Вот некоторые из пифагорейских акусм и их толкования:
Сердце не ешь (т.е. не подтачивай душу страстями или горем)
Огня ножом не вороши (т.е. не задевай гневных людей)
Уходя не оглядывайся (т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь)
- Не садись на хлебную меру (т.е. не живи праздно) и др.
Слайд 48Система морально-этических правил,
завещанная своим ученикам Пифагором,
была собрана в моральный
кодекс пифагорейцев - “Золотые стихи”.
Они переписывались и дополнялись
на протяжении всей тысячелетней истории.
Эти стихи открываются советом читателю возлюбить Бога,
чтить великих героев и уважать духов природы.
Затем человек призывается тщательно обдумывать
всю его дневную жизнь
и предпочитать сокровища ума и души земным накоплениям.
Стихи также обещают человеку,
что, если он поднимет свою низшую материальную природу
и будет культивировать самоконтроль,
он будет замечен богами и соединится с ними,
разделив с ними бессмертие.
(Важно заметить, что Платон очень высоко ценил
этот манускрипт Пифагора,
который сохранился после разрушений в Кротоне.).
Нравственные принципы и заповеди Пифагора.
Слайд 49В 1808 г. в Санкт-Петербурге были опубликованы правила,
начинавшиеся словами:
Зороастр
был законодателем персов.
Ликург был законодателем спартанцев.
Солон был законодателем афинян.
Нума был законодателем римлян.
Пифагор есть законодатель всего человеческого рода.
Слайд 50 Вот некоторые извлечения из книжки,
содержащей 325 Пифагоровских заповедей:
Сыщи себе
верного друга,
имея его, ты можешь обойтись без богов.
Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной,
то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.
Юные девицы! Памятуйте,
что лицо лишь тогда бывает прекрасным,
когда оно изображает изящную душу.
- Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Не пекись о снискании великого знания:
из всех знаний нравственная наука,
быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.
Слайд 51Сегодня
абсолютно невозможно
сказать,
какие из сотен
подобных заповедей
восходят к
самому Пифагору.
Но совершенно очевидно,
что все они выражают
вечные
общечеловеческие ценности,
которые остаются
актуальными всегда,
покуда жив человек.
Слайд 52Пифагор был, видимо, первым,
кто открыл человечеству могущество абстрактного знания.
Он
показал, что именно разум,
а не органы чувств приносят человеку истинное знание.
Вот почему он советовал своим ученикам переходить
от изучения физических объектов
к изучению абстрактных математических объектов.
Так математика становится у Пифагора орудием познания мира.
А за математикой следует и философия, ибо философия есть не что иное,
как распространение накопленного специального
(в данном случае математического) знания на область мировоззрения.
Так рождается знаменитый пифагорейский тезис: “Все есть число”.
Так в недрах пифагорейского союза рождаются математика и философия.
Значение религиозного, научного и философского учения пифагорейцев.
Слайд 53Они считали возможным при помощи математики
достигнуть очищения и соединения с
божеством.
Математика была одной из составных частей их религии.
“Бог - это единство,
а мир - множество и состоит из противоположностей.
То, что приводит противоположности к единству
и соединяет все в космос, есть гармония.
Гармония является божественной
и заключается в числовых отношениях.
Кто до конца изучит эту божественную числовую гармонию,
сам станет божественным и бессмертным”.
Слайд 54Литература
1. Асмус В.Ф. Античная философия. М. 1976.
2. Богомолов А.С. Античная философия.
М. 1985.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979.
4. Таранов П.С. 120 философов. Симферополь, 1996.
5. Соколов В.В. Античная философия. М. 1958.
6. Лосев А.П. История античной эстетики. М. 1994.
7. Виндельбанд В. История древней философии. Киев. 1995.
Интернет ресурсы
http://allrefs.net/c23/28ygq/
http://bookz.ru/authors/amvlih-halkidskii/jizn_-pi_908/1-jizn_-pi_908.html
http://sv-scena.ru/Bib/Entsiklopedicheskoe-izlozhenie-masonskojj-germeticheskojj-
kabbalisticheskojj-i-rozenkrejjtserovskojj-simvolicheskojj-filosofii.t3527.html
http://alek.jofo.ru/594346.html
Слайд 55Доклад подготовила
Королева
Светлана Викторовна
Рязань
2016 год