Слайд 1“ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ, РОДНОЙ КУЛЬТУРЕ, РОДНОЙ РЕЧИ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО
– ЛЮБВИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ, К СВОЕМУ ЖИЛИЩУ, К СВОЕМУ ДЕТСКОМУ САДУ.
ПОСТЕПЕННО РАСШИРЯЯСЬ, ЭТА ЛЮБОВЬ ПЕРЕХОДИТ В ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ СТРАНЕ,
К ЕЕ ИСТОРИИ, ПРОШЛОМУ И НАСТОЯЩЕМУ, КО ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ”.
Д. С. ЛИХАЧЕВ
Слайд 2ЗНАКОМСТВО С МАЛОЙ РОДИНОЙ КАК УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Слайд 3
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является
той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать —всё. Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в нашем дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе. Быть патриотом своей страны – значить принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Слайд 4
Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать
этот опыт нельзя иначе как с помощью языка- важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того как они говорят с ребёнком, во многом зависят успехи дошкольника в познании окружающего мира. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослые, которые удивляются вместе с ними, побуждают не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать ещё больше. Увлекательные наблюдения, экскурсии, прогулки, посещение выставок, музеев, библиотек, самостоятельная и совместная познавательно- исследовательская деятельность помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы причинно- следственных связей и закономерностей.
Слайд 5
Всё это будет способствовать формированию нравственных и эстетических качеств будущего гражданина,
школьника, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного.
В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.
Практические занятия по окружающему миру
Тема: «Хорошо в краю родном»
Слайд 6
Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от взрослых к
детям. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это основные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Вариативность системы дошкольного образования позволяет использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.
Путешествие с друзьями по родному городу
«Праздник птиц»
Занятие в кукольном театре
Слайд 7
Начиная эту работу, мы как педагоги, прежде всего, задаем себе вопросы:
А любим ли мы свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаем его? И тогда понимаем, что невозможно привить ребенку чувство любви к родному краю, если сами не проникнемся этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом.
Поэтому у нас возникла идея: систематизировать работу по формированию нравственно – патриотических чувств у дошкольников, через вовлечение детей и взрослых в социально-значимую деятельность.
Мы поставили перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов через ознакомление со своей малой Родиной.
Слайд 8
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным городом является непосредственно образовательная
деятельность. Важным приемом подачи информации детям, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, целесообразно сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, макетами.
Слайд 9
Много внимания уделяем беседам и разговорам на темы: «Моя дружная
семья», «Где и кем работают родители?», «Наш любимый д/сад», «Мы маленькие жители города». Такими беседами приучаем детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них и слушать ответы собеседников.
Проводим целевые прогулки по ближайшим улицам, беседуем о названиях улиц, о зданиях, которые находятся вблизи д/сада. Подводим детей к пониманию, что в городе есть не только дома, где живут люди, но и дома где трудятся и отдыхают
Наблюдаем за машинами, проезжающими по улице. Обращаем внимание детей на всё положительное, красивое, что происходит вокруг нас - строители построили два новых дома, заасфальтировали дорожки, покрасили постройки во дворе, отремонтировали подъезды, жители посадили деревья, цветы. Подчёркиваем, что всё это сделали люди, они старались, трудились для всех, их труд надо уважать, а сделанное ими беречь. Особое внимание обращаем на труд по благоустройству д/сада, города - это работа дворников.
Слайд 10СТАРАЕМСЯ ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ К ИХ ТРУДУ. ПРЕДЛАГАЕМ ДЕТЯМ ОКАЗАТЬ ИМ ПОСИЛЬНУЮ
ПОМОЩЬ (ПОДМЕСТИ ДОРОЖКУ, СОБРАТЬ МУСОР). НА СВОЁМ УЧАСТКЕ В Д/С САЖАЕМ ЦВЕТЫ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ПОДВОДИМ ДЕТЕЙ К ПОНИМАНИЮ, ЧТО ТАКЖЕ СДЕЛАЕМ НАШ ГОРОД КРАСИВЕЕ, ПОТОМУ ЧТО НАШ Д/С НАХОДИТСЯ В РОДНОМ ПОХВИСТНЕВО.
Слайд 11
Во время наблюдений за сезонными изменениями в природе, учим любоваться
красотой вокруг. Используем художественное слово, стихотворения, приметы. В процессе наблюдений стараемся побуждать каждого ребёнка отражать своё отношение (нравиться, не нравиться, почему?) Подчёркиваем при этом, что где мы живём много красивых мест: леса, парки, улицы, дома, реки , пруды и т. д. - всё это наша с вами малая Родина. Постепенно, наши дети начинают понимать, что они тоже полноправные жители своего города и могут, что – то сделать, чтобы Похвистнево было красивым и чистым (не сорить, не ломать, помочь взрослым посадить кусты, цветы в д /саду или во дворе своего дома).
Для повышения педагогической компетенции родителей по данной теме была проведена консультация: «Роль семьи в воспитании у детей любви к малой Родине». Родительское собрание: «Нравственно – патриотическое воспитание детей в совместном досуге с родителями».
Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме
Слайд 12
При всем многообразии форм и методов работы по патриотическому воспитанию и
непосредственно, по ознакомлению с родным городом, как показывает опыт работы, особое место занимает работа с ИКТ.
Сенсорная комната
Изучение животных нашего края с использованием интерактивной доски
ЭКСКУРСИЯ В ГОРОДСКОЙ ПАРК ОТДЫХА
Чтобы пробудить у детей патриотические чувства, целесообразно знакомить их с родным городом, его историей, достопримечательностями, полезно совершать целевые прогулки по близлежащим улицам.
Слайд 14ЛДЭ
Необходимо с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность к событиям,
происходящим в окружающей их жизни, к культуре и истории родного города. С этой целью мы организуем экскурсии в краеведческий музей.
Краеведческий музей г. Похвистнево.
Слайд 15
Участвуем в выставках декоративно-прикладного искусства
Бабушкины руки-не знают скуки
Самарский сувенир
Великой Победе Слава!
Слайд 16
При ознакомлении ребенка с родным краем важнейшая задача воспитателя состоит в
том, что необходимо отобрать из большого количества впечатлений, получаемых дошкольником, такие, которые ему наиболее доступны: природа, мир животных, труд людей, традиции, памятники культуры.
Возложение цветов к памятнику солдата
Знаменитая гора «Копейка» г. Похвистнево
Слайд 17
С правилами поведения на улицах города, с дорожными знаками дети знакомятся
на занятиях в кружке «Азбука пешехода», ведь в будущим дошкольники пойдут в школу и такие знания им пригодятся.
Взрослым и детям
Всем без исключения
Нужно твердо знать
Правила движения.
Слайд 18.
В каждом населенном пункте своя неповторимая природа, традиции и быт. Подбор
материала о представляемой местности дает возможность формировать у детей представление о том, чем знаменит родной край.
Большое значение имеет знакомство дошкольников с народными промыслами. В нашем городе большая часть населения занимается земледелием: выращиванием овощей, фруктов и ягод. На занятиях в кружке «Витаминка» ребята знакомятся с полезными свойствами растущих в нашей местности культурами, готовят витаминные салаты, коктейли, морсы полезные для здоровья.
Слайд 19НАШ ДЕВИЗ: «ОВОЩИ И ФРУКТЫ-ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ»
Приготовление коктейля «Витаминный»
Слайд 20
Воспитатель должен обеспечить эмоционально положительную обстановку при восприятии ребенком явлений
окружающей жизни, высокий уровень эмоциональной активности и эстетического интереса. Этому способствует театрализованная деятельность, которая осуществляется в кружке «Мы играем в театр…» Премьеры постановок сказок дают возможность детям познакомиться с историей и традициями своего народа, где герои являются объектами для подражания.
жания.
Слайд 21
На музыкальных занятиях знакомимся с народной музыкой, поем народные песни, играем
в игры народного характера. Традиционная выставка: «Музыкальные инструменты из бросового материала» каждый год удивляет нас своими уникальными работами, сделанными своими руками с помощью родителей. Организуем выставки: «Дары нашего края», где представлены поделки изготовленные из природного материала.
Слайд 22
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир
положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Тесное сотрудничество нашего детского сада с духовно-приходской школой «Ковчег» помогает нашим детям расти добрыми, отзывчивым, готовыми прийти на помощь ближнему. Во время встреч, бесед, тематических вечеров, православных праздников дошкольники получают массу положительных эмоций и полезной информации.
Рождество в воскресной школе «Ковчег»
Слайд 23
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, нам нужно показать
ее с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед ребенком его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
И как не встреча с книгой поможет в этом юному гражданину. Одна из последних экскурсий в библиотеку помогла детям расширить свои знания об истории нашего края в годы Великой Отечественной войны.
Слайд 24
Важным приемом подачи информации детям, является создание в группах патриотических уголков,
где по праву заняла свое место символика не только Самарской Губернии, но и Российского государства. Сувениры, фотографии, рисунки, поделки знакомят ребят с родным краем и способствуют проявлению чувства гордости за нашу Родину.
Слайд 25
Педагогический процесс дошкольной образовательной организации вбирает в себя большое количество
форм, методов и приемов работы. Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном крае и воспитания чувства патриотизма, поскольку дети данного возраста имеют высокую восприимчивость и легко обучаемы. В связи с этим, очень важно, чтобы ребенка в раннем детстве окружали люди, которые были бы для него примером для подражания. Особое значение имеет выполнение общественно значимых заданий (участие в субботниках, изготовление поздравительных открыток, разучивание стихов и песен к праздникам, организация тематических выставок детских рисунков).
Слайд 26
Одним из условий эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с
семьями воспитанников. Сотрудничество с родителями проявляется в ознакомлении их с содержанием, происходящего в детском саду педагогического процесса; в привлечении их к накоплению детьми новых знаний в данном направлении; в подготовке различных мероприятий в ДОУ.
Праздник: «Когда семья вместе, то и душа на месте»
Слайд 27
При взаимодействии с родителями успешно используются “домашние задания”. Накануне выходных, отпуска
мы проводим с родителями беседу о том, как лучше провести их, чтобы обеспечить содержательное общение с ребенком.
Общение родителей с детьми в домашней обстановке.
Слайд 28
Примерные вопросы для беседы с родителями:
- Как обычно вы проводите выходные
дни?
- Участвует ли ребенок в семейных мероприятиях?
- Часто ли вы совершаете семейные прогулки, экскурсии в музей, выезды за город?
- Какие достопримечательности знает ваш ребенок?
- Считаете ли вы нужным показывать ребенку памятники старины, посещать с ним картинные галереи, краеведческий музей?
Со своей стороны, воспитатели советуют родителям, какие достопримечательные места родного города целесообразно показать дошкольнику и что при этом рассказать; как помочь ребенку дома выразить свои впечатления от проведенной экскурсии или прогулки. Дети, совместно с родителями, получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.
Слайд 29
Результатом такой деятельности являются тематические выставки или альбомы: “Рассказ о моей
улице”, “Город вчера и сегодня”, “Любимые уголки города” , «Моя семья».
Конкурс рисунков: «Мой семейный альбом»
Выставка: «Город вчера и сегодня»
Слайд 30
В нашем детском саду много хороших традиций, в результате которых дети
узнают о людях труда, о профессиях, о жизни города. Такие встречи полезны тем, что ребята испытывают гордость за своих родителей, близких, соседей, формируется сплочение семьи, а ведь семья это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека.
Тесная связь с родителями - это одно из главных условий по воспитанию патриотизма дошкольников. Родители наших детей являются не только помощниками, но и равноправными участниками процесса формирования личности ребенка.
Летняя семейная спартакиада: «Папа, мама , я-дружная семья»
Слайд 31
Каждый ребенок должен знать родословную и уважать свои корни. Это то
самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. И хотя многие впечатления ещё не могут быть осознанны детьми глубоко, но пропущенные через детские сердца, они имеют огромную роль в становлении личности патриота. Составление генеалогического древа каждого воспитанника группы позволяет понять ребенку о важной роли семьи в жизни человека.
Слайд 32Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании
и потребности трудиться на благо родной земли, поэтому необходимо поощрять деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование -чувство любви к своему Отечеству.
Слайд 33
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей
Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.