Слайд 1Учитель начальных классов МБОУ лицея №1
Кондарева
Наталья Анатольевна
Мнемотехника –
знаково-символическая
система стимулирования и организации учебной деятельности
Слайд 2
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Считается, что
это слово придумал Пифагор Самосский.
Это технология развития памяти, система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Слайд 3
Применение педагогом мнемотехники делает процесс обучения для ребёнка более привлекательным, обеспечивая
мотивационный и эмоциональный настрой, заметно увеличивая его работоспособность.
Основные задачи мнемотехники:
1. Развитие всех видов памяти:
- зрительной,
- слуховой,
- ассоциативной,
- словесно – логической,
- отработка различных приёмов запоминания.
2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).
3. Развитие образного мышления ( кодирование любой информации).
4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.
5. Развитие смекалки, тренировка внимания.
6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
Слайд 4
СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИ
МНЕМОКВАДРАТЫ
МНЕМОДОРОЖКИ
МНЕМОТАБЛИЦЫ
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для
детей младшего школьного возраста используются цветные мнемотаблицы.
Слайд 5
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
кодирование в образы,
запоминание (соединение
двух образов),
запоминание последовательности,
закрепление в памяти.
Слайд 6Этапы использования мнемотаблиц
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на
ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы, т.е. происходит метод запоминания.
Слайд 7
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение путем выделения
главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом работе по развитию связной речи детей.
Использование:
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов,
при знакомстве с цифрами, буквами.
Слайд 8Данная схема помогает детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого
предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей
Слайд 9Примеры заданий по мнемотехнике есть в учебнике «Букварь» и тетради «Учусь
писать и читать»
для 1 класса
Слайд 10
Мнемотаблицы особенно эффективны при
разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на
каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Слайд 12Рано утром взяв корзину
в огород пошла Алина.
В огороде у забора,
сорвала два
помидора,
а в теплице у крыльца
два зеленых огурца.
А еще хозяйка ловко
с грядки сорвала морковку
Слайд 13У Егора огород,
Там морковка и горох.
Справа огород Федоры,
Там растут помидоры
Слайд 14Составление графического плана рассказа
«Зимующие птицы»
Снегирь — очень красивая птица. У него серое туловище, черная головка и крылья, а грудка розово-красная. Когда птицы сидят на ветках деревьев, то они похожи на зимние яблоки. У снегиря есть туловище, головка, крылья, хвостик, лапки.
Птицы живут в лесу, а зимой, когда становится голодно, прилетают в город. В лесу они могут клевать семена растений. Я видела, как снегири клевали семечки из коробочек на кустах сирени. Птенцы у них называются снегирята.
Зимой люди делают кормушки и насыпают в них семечки и хлебные крошки, чтобы помочь птицам пережить голодное время.
1. Цвет. (Какого цвета оперенье птицы?)
2. Части. (Назови части ее тела.)
3. Дупло. (Где она обитает?)
4. Ягоды, семена. (Чем птица питается?)
5. Птенец. (Назови ее птенца.)
6. Человек, кормушка. (Как люди помогают птицам зимой?)
Слайд 15Приемы мнемотехники для запоминания некоторых правил:
1. 5 слов-исключений, где не пишется
«т» между «с» и «н».
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно!
2. Правильное ударение
Шторы нам не привози, мы повесим жалюзИ
3. Глухие согласные русского языка
Степка, хочешь щец? Фи!
Слайд 16Сказки – ассоциации-
сказочные правила с элементами мнемотехники.
Гордую и упрямую Частицу не
полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица не никогда не подходила близко к Глаголу и писалась от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, Но и сама Частица не жить друг без друга не могут.
Слайд 17Схематично – рисуночная мнемотехника
При изучении мягкого знака в начальной форме числительных
от пяти до девятисот составляем свою схему.
----------------ь ----------ь --------------
5-20,30 50-900
Слайд 18Требования к мнемотехническому приему
1 Небольшой объем, предельная лаконичность, лапидарность, отсутствие
ненужных, второстепенных деталей.
2 Максимальная эмоциональность, образность, ассоциативность, единство которых должно вызывать интерес, позитивный настрой, положительные эмоции, потрясая воображение.
3 Особый настрой класса и учителя, т. е. хороший психологический климат.
4 Мнемоническое правило должно представлять собой краткий, четкий алгоритм проверки орфограммы.
Слайд 19
Мнемотехника является одной из здоровьесберегающих педагогических технологий, так как учитывает не
только особенности детей, но и опирается на определенные механизмы и процессы памяти, создавая
условия для прочного и осмысленного запоминания и усвоения учебного материала без ущерба для
здоровья.