Презентация, доклад выступления по теме Мнемотехника – знаково-символическая система стимулирования и организации учебной деятельности учащихся

Содержание

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский. Это технология развития памяти, система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы,

Слайд 1Учитель начальных классов МБОУ лицея №1
Кондарева
Наталья Анатольевна


Мнемотехника – знаково-символическая

система стимулирования и организации учебной деятельности
Учитель начальных классов МБОУ лицея №1 Кондарева Наталья АнатольевнаМнемотехника – знаково-символическая система стимулирования и организации учебной деятельности

Слайд 2
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Считается, что

это слово придумал Пифагор Самосский. Это технология развития памяти, система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский. Это

Слайд 3
Применение педагогом мнемотехники делает процесс обучения для ребёнка более привлекательным, обеспечивая

мотивационный и эмоциональный настрой, заметно увеличивая его работоспособность. Основные задачи мнемотехники: 1. Развитие всех видов памяти: - зрительной, - слуховой, - ассоциативной, - словесно – логической, - отработка различных приёмов запоминания. 2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать). 3. Развитие образного мышления ( кодирование любой информации). 4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией. 5. Развитие смекалки, тренировка внимания. 6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
Применение педагогом мнемотехники делает процесс обучения для ребёнка более привлекательным, обеспечивая мотивационный и эмоциональный настрой, заметно увеличивая

Слайд 4

СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИ

МНЕМОКВАДРАТЫ
МНЕМОДОРОЖКИ
МНЕМОТАБЛИЦЫ

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для

детей младшего школьного возраста используются цветные мнемотаблицы.

СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИМНЕМОКВАДРАТЫМНЕМОДОРОЖКИМНЕМОТАБЛИЦЫМнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего школьного возраста используются цветные

Слайд 5
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

кодирование в образы,
запоминание (соединение

двух образов),
запоминание последовательности,
закрепление в памяти.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в

Слайд 6Этапы использования мнемотаблиц
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на

ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы, т.е. происходит метод запоминания.
Этапы использования мнемотаблиц 1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 2 этап. Осуществляется

Слайд 7
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение путем выделения

главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом работе по развитию связной речи детей. Использование: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, при знакомстве с цифрами, буквами.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Слайд 8Данная схема помогает детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого

предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей
Данная схема помогает детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков;

Слайд 9Примеры заданий по мнемотехнике есть в учебнике «Букварь» и тетради «Учусь

писать и читать» для 1 класса
Примеры заданий по мнемотехнике есть в учебнике «Букварь» и тетради «Учусь писать и читать»  для 1

Слайд 10
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на

каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Мнемотаблицы особенно эффективны при  разучивании стихотворений.  Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое

Слайд 12Рано утром взяв корзину в огород пошла Алина. В огороде у забора, сорвала два

помидора, а в теплице у крыльца два зеленых огурца. А еще хозяйка ловко с грядки сорвала морковку
Рано утром взяв корзину в огород пошла Алина. В огороде у забора, сорвала два помидора, а в

Слайд 13У Егора огород, Там морковка и горох. Справа огород Федоры, Там растут помидоры

У Егора огород, Там морковка и горох. Справа огород Федоры, Там растут помидоры

Слайд 14Составление графического плана рассказа

«Зимующие птицы»

Снегирь — очень красивая птица. У него серое туловище, черная головка и крылья, а грудка розово-красная. Когда птицы сидят на ветках деревьев, то они похожи на зимние яблоки. У снегиря есть туловище, головка, крылья, хвостик, лапки.
Птицы живут в лесу, а зимой, когда становится голодно, прилетают в город. В лесу они могут клевать семена растений. Я видела, как снегири клевали семечки из коробочек на кустах сирени. Птенцы у них называются снегирята.
Зимой люди делают кормушки и насыпают в них семечки и хлебные крошки, чтобы помочь птицам пережить голодное время.

1. Цвет. (Какого цвета оперенье птицы?)
2. Части. (Назови части ее тела.)
3. Дупло. (Где она обитает?)
4. Ягоды, семена. (Чем птица питается?)
5. Птенец. (Назови ее птенца.)
6. Человек, кормушка. (Как люди помогают птицам зимой?)

Составление графического плана рассказа           «Зимующие птицы»Снегирь —

Слайд 15Приемы мнемотехники для запоминания некоторых правил:
1. 5 слов-исключений, где не пишется

«т» между «с» и «н».
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно!
2. Правильное ударение
Шторы нам не привози, мы повесим жалюзИ
3. Глухие согласные русского языка
Степка, хочешь щец? Фи!

Приемы мнемотехники для запоминания некоторых правил:1. 5 слов-исключений, где не пишется «т» между «с» и «н».Не чудесно,

Слайд 16Сказки – ассоциации-
сказочные правила с элементами мнемотехники.
Гордую и упрямую Частицу не

полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица не никогда не подходила близко к Глаголу и писалась от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, Но и сама Частица не жить друг без друга не могут.

Сказки – ассоциации-сказочные правила с элементами мнемотехники.Гордую и упрямую Частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной

Слайд 17Схематично – рисуночная мнемотехника
При изучении мягкого знака в начальной форме числительных

от пяти до девятисот составляем свою схему.
----------------ь ----------ь --------------
5-20,30 50-900

Схематично – рисуночная мнемотехникаПри изучении мягкого знака в начальной форме числительных от пяти до девятисот составляем свою

Слайд 18Требования к мнемотехническому приему
1 Небольшой объем, предельная лаконичность, лапидарность, отсутствие

ненужных, второстепенных деталей.
2 Максимальная эмоциональность, образность, ассоциативность, единство которых должно вызывать интерес, позитивный настрой, положительные эмоции, потрясая воображение.
3 Особый настрой класса и учителя, т. е. хороший психологический климат.
4 Мнемоническое правило должно представлять собой краткий, четкий алгоритм проверки орфограммы.


Требования к мнемотехническому приему  1 Небольшой объем, предельная лаконичность, лапидарность, отсутствие ненужных, второстепенных деталей. 2 Максимальная

Слайд 19
Мнемотехника является одной из здоровьесберегающих педагогических технологий, так как учитывает не


только особенности детей, но и опирается на определенные механизмы и процессы памяти, создавая
условия для прочного и осмысленного запоминания и усвоения учебного материала без ущерба для
здоровья.

Мнемотехника является одной из здоровьесберегающих педагогических технологий, так как учитывает не только особенности детей, но и опирается

Слайд 20
Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть