Слайд 1«Значение сюжетно- ролевой игры в развитии
и воспитании дошкольников среднего возраста
посредством «Детского календаря»»
Подготовила:
Дубанова Жанна
воспитатель
«МАДОУ «Детский сад№2»
Слайд 2Игра - огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается
живительный
поток представлений, понятий
об окружающем мире.
Игра - это искра,
зажигающая огонек пытливости и
любознательности
В.А. Сухомлинский
Слайд 3СЮЖЕТНАЯ ИГРА – универсальное культурное средство развития у ребенка важнейших человеческих
способностей: воображения и умения понять другого человека.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ:
– свободный выбор и необязательность;
– внутренняя цель, заключающаяся в самом процессе деятельности;
– обособленность от других форм жизнедеятельности пространством или временем.
Слайд 4Предметный материал, активизирующий самостоятельную игру детей, классифицирован по принципу:
- Предметы оперирования, ролевые атрибуты (игрушки персонажи) и маркеры игрового пространства.
- Любая работа по развитию игры начинается с рациональной организации предметной среды.
Слайд 5ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА СОДЕРЖИТ:
материалы
для сюжетной игры (ролевые атрибуты (игрушки- персонажи)
предметы оперирования и маркеры игрового пространства);
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОЛЖНА:
• обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
• побуждать детей к деятельности;
• способствовать развитию самостоятельности и творчества;
• обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка;
• должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Слайд 6ТРУДНОСТИ современной сюжетной игры
• Перенасыщение жизни ребенка дома компьютерными играми, видео.
• «Раннее развитие»
• Дети ограничены родителями в прогулках
• Слабый игровой опыт
• Руководство играми несет отпечаток дидактизма
• Игре уделяется мало времени
• Излишество атрибутики не позволяет развиваться воображению
• Отношение взрослых к современным играм делает ее более закрытой от взрослых
Слайд 7Тематика для планирования сюжетно- ролевых игр:
– реальные события, происходящие в окружающем
мире и вызывающие
интерес детей (листопад, Олимпиада и др.);
– воображаемые события, описываемые в художественном произведении;
– события, специально смоделированные взрослым (например, появление в
группе некоего необычного предмета);
– субкультурные события, происходящие с детьми группы (просмотр мультфильма, коллекционирование фантиков или вкладышей определенной тематики);
– содержание «Детского календаря»
Слайд 8Сюжетная игра — деятельность ребёнка, заключающаяся в создании вымышленной ситуации. Сюжетная
игра в детском календаре представлена в виде рекомендаций для взрослых и бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого. Предлагаемые в календаре занятия рассчитаны на минимальную затрату сил и времени родителей и составляют ежедневно не более 5 минут.
Слайд 9Деятельность взрослых по развитию сюжетной игры в среднем дошкольном возрасте
Слайд 12На 5-м году жизни ребенок уже не столь зависим от внешней
ситуации, у него появляются собственные замыслы. Игровое предложение взрослого не всегда принимается безоговорочно. Ребенок по-прежнему с интересом относится к инициативе взрослого, но собственные идеи и замыслы могут оказаться для него более привлекательными.
В этом возрасте дети уже способны активно играть друг с другом без посредника-взрослого. У них все четче проявляются предпочтения в выборе той или иной проекции в игре. Одних привлекают функциональные предметные действия, другие развертывают обширные ролевые диалоги, третьи с увлечением выстраивают игровое пространство.
Слайд 13Особое значение приобретает предметно-игровая среда, как важнейшее средство активизации уже проявляющейся
самостоятельной игры детей.
В детском саду взрослый все так же играет с детьми, но уже не ограничивается показом проекций сюжетной игры в общем виде. Он знакомит их с особыми игровыми приемами и достаточно настойчиво призывает разыграть определенный сюжет. На краткое время игра, поддерживаемая преимущественно усилиями начавшего ее взрослого, перестает быть свободным видом деятельности и носит несколько искусственный характер.
Слайд 14Принимая во внимание рост личной инициативы ребенка, все более возрастающую ценность
совместной игры со сверстниками в этом возрасте, составители «Детского календаря» уделяют сюжетной игре несколько меньшее внимание, чем годом ранее: художественных произведений, ориентированных на ролевое взаимодействие, фигурок-персонажей становится меньше.
Слайд 23Успехов вам
в развитии
ваших малышей!