Слайд 1Тема 1.1. Зарубежный опыт дошкольного образования.
Выполнила студентка Дошкольного образования группы 2
А
Каримова Луиза Ильгизовна
Преподаватель Кузьмищева Татьяна Борисовна
Слайд 2В истории существовало шесть типов отношения взрослых к детству:
♦ первобытный инфантицид;
♦
бросание взрослыми детей;
♦ восприятие детей как материала, пригодного для любых взрослых преобразований детской природы;
♦ преувеличение роли правильно организованного воспитания в эпоху Просвещения;
♦ социализация ребенка из «верхов» и «низов» общества XIX века;
♦ помощь и поддержка детства при сохранении индивидуальности ребенка во второй половине — конце XX века.
Слайд 3Концепция Д. И. Фельдштейна. В его исследованиях детство рассматривается как особое
явление социального мира, которое автор определяет функционально, содержательно и сущностно. Функционально детство — это объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Содержательно детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.
Слайд 4Концепция Ш. А. Амонашвили. Автор определяет детство как
безграничность и неповторимость, как
особую миссию для себя и для
людей. «Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ребенок
есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей.
В концепции В. Т. Кудрявцева уникальность человеческого детства заключается в особом его месте в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида
Слайд 5Концепция развития субъективности человека В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева
позволяет определить самоценность детства, заключающуюся:
— в становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов;
— развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей;
— оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.
Детство — уникальный этап в жизни человека, который является предметом исследования практически всех гуманитарных наук. Обзор существующих в современном научном пространстве концепций понимания детства позволит вам сориентироваться в разных точках зрения, обрести собственную позицию по данному вопросу.
Слайд 6
В трудах мыслителей, государственных и религиозных деятелей средних веков Ф. Аквинского,
Ф. Бэкона, Ф. Рабле, М. Лютера, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Э. Роттердамского и др. педагогическое учение получило свое дальнейшее развитие. Поставив человека в центр мироздания, мыслители - гуманисты подчеркивали зависимость морального и социального прогресса общества от качества воспитания, которое получают члены этого общества.
Ставился вопрос о том, чтобы дошкольное воспитание оказалось включенным в единую непрерывную систему народного образования (в США это произошло в 1840 г., в Великобритании - в 1870 г., в Голландии - в 1956 г.).
Одним из краеугольных вопросов того времени - как учить естественным, радостным путем - остается актуальным и сегодня. Какой бы способ ни был придуман энтузиастами и экспериментаторами. Все же большинство преподавателей механически разучивали урок по заранее составленному плану.
Слайд 7Один из основоположников современной системы дошкольного воспитания Ф. Фребель дал своему
дошкольному заведению, открытому в 1837 в Бланкенбурге (Германия) название «детский сад». Созданные им детские сады нашли самое широкое распространение во всем мире. Основная идея Ф. Фребеля состояла в том, чтобы сделать более цивилизованной жизнь в семье, сформировать уклад жизни всей нации и повлиять на жизненные устои человечества в целом.
Д. Дьюи (1859-1952) представляет другое научное направление того же времени - «прогрессивизм» (или «прогрессивное обучение»). Книга Д. Дьюи «Школа и общество», в которой он показал, что психология и педагогика должны быть направлены на решение реальных проблем, стала основополагающей для нового поколения преподавателей.
Э.Л. Торндайк - автор книги «Педагогическая психология», пришел к пониманию множественности взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на итоги обучения. Построил свою теорию на основе контролируемых им лабораторных исследований и считал, что решение задача требует не столько мышления, сколько опыта и тренировки.
Его идеи были скорректированы одним из основоположников гештальтпсихологии - В. Келером, разработавшим теорию инсайта: сколько бы человек ни трудился над решение задачи и ни делал проб и ошибок, решение приходит мгновенно, когда ситуация видится целиком, и никаких последовательных шагов в ее решении нет; однако и при таком подходе обязательным условием становится ясное представление о проблеме в целом.
Слайд 8Школа для малолетних детей И.Г. Песталоцци.
Большой вклад в развитие теории дошкольного
воспитания внес выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци (1746-1827). Он жил в период разрушения феодальных общественных отношений и перехода к капитализму, видел широкое обнищание народа и распад прежних моральных норм. Мечтая об улучшении положения народа, Песталоцци считал, что это может быть достигнуто в результате правильного воспитания и всеобщего образования. Утопичность его воззрений состояла в иллюзорной вере в то, что само по себе просвещение гарантирует народным массам лучшую жизнь.
Песталоцци считал, что каждому ребенку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию. Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с возрастными возможностями и особенностями детей. Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учетом закономерностей психического развития детей. Песталоцци ставил перед системой воспитания задачу гармонического - физического, трудового, нравственного и умственного развития всех детей. Нравственное воспитание, развитие деятельной любви к окружающим людям занимает ведущее место в системе Песталоцци
Слайд 9Школа для маленьких детей Р. Оуена.
Роберт Оуэн (1771 - 1858) принадлежал
к числу выдающихся социалистов-утопистов. Он подверг резкой критике капиталистический строй и провозгласил необходимость установления общественной собственности на средства производства.
Особое внимание Оуэн уделил подбору воспитателей, главными качествами которых он считал не образованность, а любовь к детям,доброту и порядочность.
Деятельность Оуэна в области дошкольного воспитания получила высокую оценку передовой общественности. Ф. Энгельс писал: «В Нью-Ланарке были впервые введены школы для детей младшего возраста, придуманные Оуэном. В них принимали детей начиная с двухлетнего возраста, и дети так хорошо проводили там время, что их трудно было увести домой».
Слайд 10Детские сады Ф. Фребеля.
Во второй половине XIX - начале XX в.
в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852).
Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала над материальным.
Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться, высокая оценка значения целенаправленного педагогического воздействия.
Он значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом.
Слайд 11
Дома ребенка М. Монтессори
В основанных ею домах ребенка, охватывающих детей дошкольного
возраста, осуществлялась своеобразная система воспитания. От воспитателя требовалось, не вмешиваясь в процесс развития ребенка, лишь организовывать обстановку, способствующую его самовоспитанию. Но при этом влияние воспитателя сохранялось безусловно и несомненно.
Умственное воспитание Монтессори, по сути, подменила воспитанием органов чувств, для чего разработала соответствующий дидактический материал.
Подвергнув глубокой и основательной критике оторванную от жизни индивидуалистическую педагогику Монтессори, прогрессивная педагогика взяла на вооружение некоторые ее ценные находки. Это особенно относится к разнообразным дидактическим материалам и методам использования их в сенсорном воспитании.
Слайд 12Вальдорфский детский сад.
Вальдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление в
педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет.
Сторонники вальдорфской педагогики уверены, что детство является уникальным и неповторимым периодом в жизни человека, который требует выполнение особых задач и целей. При этом важно не ускорять развитие ребенка, а раскрывать и воспитывать способности малыша, характерные именно для данного возраста.
Дошкольные учреждения, использующие основы вальдорфской педагогики, в процессе работы применяют следующие принципы: создание комфортной и благоприятной атмосферы для развития; воспитание по средствам личного примера и подражания; использование многофункциональных игр; создание атмосферы, которая способствует развитию игровой деятельности; организация правильного ритма группы; использование многообразных видов трудовой деятельности и основных навыков искусства.