Слайд 1
«Формирование ключевых компетенций младших школьников в процессе обучения математике»
Автор проекта: Гурова
Е.Н.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №2 г.Белоярский
Слайд 2Актуальность
Формирование компетентностей учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных
проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счёт дальнейшего увеличения объёма информации, подлежащей усвоению.
Слайд 4Цель
Формирование ключевых образовательных компетенций младших школьников на уроках математики.
Задачи
1. Анализ и оценка результатов общего состояния ключевых образовательных компетенций младших школьников.
2. Разработка основных направлений деятельности по формированию ключевых образовательных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности
3. Создание педагогических условий, обеспечивающих развитие образовательных компетенций, обеспечивающих достижение нового качества образования.
4. Разработка методических рекомендаций по составлению и использованию задач для формирования ключевых компетентностей школьников на уроках математики.
Слайд 5Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. Круг чьих-нибудь
полномочий, прав.
Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире.
Компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области. Обладающий компетенцией.
Слайд 7Учебно-познавательная компетенция.
Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
самооценки учебно-познавательной деятельности, а именно,
« уметь учиться» .
Слайд 10
Геометрические задачи
Нахождение периметра прямоугольника
Купец Порфирий заказал кузнецу Даниле сделать чугунную
ограду вокруг своей усадьбы, которая имеет форму прямоугольника. Сколько метров ограды надо будет изготовить Даниле, если длина усадьбы 50 метров, а ширина - 20 метров?
Слайд 12Информационная компетенция
При помощи реальных объектов (телевизор , магнитофон, телефон, факс, компьютер,
принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её.
Слайд 15Для транспортировки 45 тонн груза на 1300 км. можно использовать одного
из трех перевозчиков. Причем у каждого из них своя грузоподъемность используемых автомобилей. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую перевозку за один рейс? Перевозчик Стоимость перевозки одним автомобилем (р. на 100 км) Грузоподъемность автомобилей (тонн)
А. 3200 р.- 3,5т
Б . 4100 р.- 5т
В. 9500 р. -12т
Слайд 16
В 2001 году численность населения г. Белоярского составляла 20500
человек. Через 10 лет стало 22500 жителей.
На сколько и в каком году человек стало больше ?
Слайд 18Ценностно-смысловая компетенция
Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика,
его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Слайд 20Брату 11 лет, а сестре 7. Сколько было сестре, когда брату
было 6 лет?
Слайд 21Целостно-смысловая.
Работа с лексикой
Расширение словаря
школьников
Словарь: …камзол, вельможа, эстафета, оркестр, акробат, жонглер, фарфор, кросс, саженцы, подсвечник, жнецы, косцы…
Грамматические конструкции в 1 классе:
…тот же, что и…
Столько же, сколько…
Больше на…, меньше на…
… из них…
Слайд 22
Игра. 1 класс. "Запретный номер" (10 мин.)
Цель игры: развитие самоконтроля, самодисциплины,
а также укрепление навыков счета.
Процедура игры. Выбирается определенная цифра, например 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2, 3 ... Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.
В качестве "запретных" выбираются цифры: 4, 7, 11, 14, 15, 18,21,23, 25 (в случае, если дети считают до 25).
Слайд 23Игра.«Домино» (10 мин.)
Цель игры: развитие мыслительных операций анализа и сравнения (сопоставления),
для закрепления таблицы умножения
Процедура игры. Используются карточки из детского домино.
Домино составляется так: первая карточка - один пример на табличное умножение, вторая – состоит из ответа на первую карточку и любого примера из таблицы умножения и так все последующие, последняя состоит только из ответа на предпоследнюю карточку и из не входящего примера этого домино. На этом игра заканчивается . Карточек составляют по 2 каждому ученику.
Слайд 24Коммуникативная компетенция
Ее реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы (таких
как дискуссия, групповая работа, работа в паре и др.), а и также при моделировании.
Слайд 26Софизмы
Возьмем верное равенство
35+10-45=42+12-54.
Заменим каждое число произведением чисел
7Х5
+ 2Х5 - 9Х5 = 6Х7+ 6Х2 -6Х9
Вынесем в каждой части общий множитель за скобки
5(7+2-9)=6(7+2-9).
Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5=6.
Задание: объясните, в чем ошибка.
Слайд 27
Хозяйка купила 12 кг картофеля по 10 руб. за 1 кг,
8 кг моркови по 15 руб. за l кг, 3 кг лука по 20 руб. за 1 кг.
Сколько сдачи она получит с 500 рублей?
Слайд 28Социально-трудовая компетенция
Является одной из важных ,она предполагает овладение учеником знаниями и
опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении.
Слайд 30Бригада рыбаков получила от двух банков ссуду на приобретение холодильного оборудования
в размере 250 000 р.: от одного - под 5%, а от другого под 7% годовых. Всего за год рыбаки должны уплатить 15 500 р. процентных денег.
Сколько денег взято у каждого банка?
В Москве в 2000 году стоимость проезда на автобусе была 4 р., а в Подольске - 3 р. На сколько процентов в проезд на автобусе в Москве был дороже, чем в Подольске? На сколько процентов проезд в Подольске был дешевле, чем в Москве?
Слайд 31В результате дефолта (так называется экономический кризис, который случился в России
в 1998 г.) цены на импортные товары выросли примерно в 5 раз. До дефолта кроссовки стоили 200 р. На сколько процентов новая цена кроссовок выше старой? На сколько процентов старая цена кроссовок ниже новой? Закончите предложение: «В результате дефолта цены в среднем выросли на … %».
В урожайное время года (осенью) цены на овощи понизились в среднем на 50%, а к зиме они повысились на 10% по сравнению с прошлогодними ценами. На сколько процентов подорожали овощи по сравнению с осенью?
Слайд 32Общекультурная компетенция
Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека
и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Слайд 34
Известно, что ученики 3-го класса должны учить уроки 120 минут, а
Коля учит их 180 часа. Сколько в этом случае часов Коля теряет ? Выразить в часах.
Известно, что ученик второго класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?
Слайд 35Компетенция личностного самосовершенствования
Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и
интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Слайд 36
Известно, что зубы надо чистить два раза в день – утром
и вечером, а в обед, после еды, надо полоскать рот. За неделю Вася забыл почистить зубы 3 раза утром и 4 раза вечером, также он забыл прополоскать рот после обеда 6 раз.
Сколько всего раз за неделю Вася забыл про свои зубы?
Слайд 37
Известно, что когда в помещении ощущаешь запах газа, ни в коем
случае нельзя включать свет. Однако вчера в одном доме про это правило забыли жильцы 7 квартир. Это на 6 квартир меньше, чем сегодня про это же правило забыли жильцы другого дома. Сколько всего квартир пострадало от взрыва газа?
Слайд 38Проверка домашнего задания
Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить
оценивать знания учеников.
Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции.
Виды деятельности: рецензирование ответов (домашнего задания).
Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память.
Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования .
Виды деятельности: математический диктант, тренажёр, рубрика «Проверяем, чему мы научились» (по страницам домашнего задания с ограничением времени решения).
Слайд 39Объяснение нового материала
Цель: учить исследовательской работе.
Результативность: формирование общекультурной компетенции.
Виды деятельности:
рубрика «Исследуем зависимость», «Рисуем схемы движения», «Измеряем время, «Размышляем о нуле», «Группируем слагаемые», «Что изучает геометрия», составление математического словаря
Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения.
Результативность: формирование информационной, ценностно-смысловой компетенции.
Виды деятельности: работа с алгоритмами, с использованием приобретенной учениками информации.
Слайд 40Физкультминутка
Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность.
Результативность: формирование компетенций личного самосовершенствования
и общекультурной.
Виды деятельности. Игры-физкультминутки, сюда же можно отнести и написание сказок, фантастических историй.
Слайд 41Закрепление
Цель: закрепить полученные знания о нахождении процента величины, и т.п.;
разработать правила (алгоритмы) запоминания.
Результативность:формирование компетенции личного самосовершенствования, социально-трудовой , ценностно-смысловой.
Виды деятельности. Исследование различных видов памяти: зрительный математический диктант, устные вычисление заданий по цепочке.
Слайд 42Цель : закрепить умение решать задачи и примеры, обучать работе с
информацией; закрепить знание текста, понимание темы.
Результативность: формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций, развитие информационной компетенции. формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных задач .
Виды деятельности: решение задач, примеров с комментированием, математическая эстафета.
Слайд 43
Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать.
Результативность: формирование учебно-познавательной,
общекультурной и коммуникативной компетентций.
Слайд 44Контроль ЗУН
Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться.
Результативность формирование коммуникативной, учебно-познавательной,
информационной компетенций.
Виды деятельности Создание презентации изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой.
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать.
Результативность: формирование социально-трудовой компетенции
Виды деятельности Самостоятельная работа со взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа.
Слайд 45Домашнее задание
Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры.
Результативность
: формирование коммуникативной, учебно-познавательной, информационной компетенций.
Виды деятельности: создание презентации изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой.
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать.
Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования .
Виды деятельности. Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока .
Слайд 48Вывод по проекту:
В качестве показателей сформированности различных компетенций выступают знания, умения,
эмоционально-ценностные отношения, применение полученных знаний в социальной среде. Результаты диагностики подтвердили существенные позитивные изменения уровня сформированности ключевых компетенций:
произошло изменение и расширение объектов компетенций,
увеличилось количество и качество освоенных учеником элементов компетенций.
Этого удалось добиться через реализацию системы практических заданий, что подтверждает верность гипотезы.
Слайд 49А. В. Хуторской Ключевые компетенции. Технология конструирования Народное образование. – 2003.
– №- 5. – С. 55-61.
Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова "Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий" Учебно-методическое пособие. Академия АПК и ПРО. М. 2008.
Зимняя И. А.. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, № 10.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02,2002 № 393.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.
Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся.
Щербинова Н.Н. Реализация компетентностного подхода в общеобразовательной школе.
Т. В. Иванова. Стандарты и мониторинг в образовании.
О. Е. Лебедев. Компетентностный подход в образовании .
Дж. Равен. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. – 150 с
Литература