Слайд 1Возрастные особенности детей 3-4 лет
Адаптация к ДОУ.
МБДОУ «Центр развития ребенка- детский
сад №184» педагог-психолог Кащеева С.В.
Слайд 2Адаптация — приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что
человек находится в гармонии с самим собой, партнёрами по общению (детьми и воспитателями)и окружающим миром в целом.
Слайд 3
беспокойстве;
страхе;
заторможенности или повышенной возбудимости;
капризности;
раздражительности;
упрямстве.
Психофизиологические реакции ребёнка в период адаптации проявляются в:
Слайд 4Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:
являющиеся единственными в семье;
чрезмерно опекаемые
родителями или бабушками;
привыкшие к тому, что их капризам потакают;
пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
страдающие ночными страхами;
эмоционально неустойчивые;
пережившие психологическую травму;
чьи родители слишком сильно переживают за ребёнка в связи с необходимостью отдать его в детский сад;
у которых есть проблема со здоровьем.
Слайд 5Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она
совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Слайд 6Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности
отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
Слайд 7Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи,
но и со сверстниками. Ребенок учится взаимодействовать в игре.
Слайд 8Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже
какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
Слайд 9Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные
границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок в игре вынужден учиться учитывать желания и чувства другого, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
Слайд 10Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова,
придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Слайд 11Вам как родителям важно:
С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли»
ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
Слайд 12Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает
на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
Слайд 13Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения.
Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, поддерживать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны.
Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
Слайд 14Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или
на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому, членам вашей семьи и педагогам.
Слайд 15Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять
с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
Слайд 16Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге,
играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
Слайд 17Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него
главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.