Слайд 1Воспитатель МАДОУ №4 с. Чекмагуш Янгирова Г. Р.
Влияние развития мелкой моторики
рук
на формирование правильного
звукопроизношения детей
дошкольного возраста
Слайд 2это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при
выполнении действий.
Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь.
После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.
Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.
Мелкая моторика
Слайд 3 Отечественный физиолог В.М. Бехтерев в
своих работах доказал, что простые
движения рук
помогают снять умственную
усталость, улучшают произношение
многих звуков, развивают речь ребёнка.
Научное обоснование
Доктор медицинских наук М. М. Кольцова
доказала, что систематические упражнения по
тренировке движений пальцев, являются
«мощным средством» повышения
работоспособности головного мозга.
Слайд 4Учёными была выявлена
закономерность:
если развитие движений
пальцев соответствует возрасту,
то и речевое развитие
находится в
пределах
нормы и наоборот.
Актуальность
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
«Рука – это инструмент всех инструментов»
Аристотель
«Рука – это своего рода внешний мозг»
Кант.
Слайд 6*Нитки, тесьма, веревки, платочки, шнурки, ткани
Средства развития мелкой моторики
*Пальчиковые игры,
самомассаж , массаж с различными предметами(орехи, шишки, зубные щетки и т.д.)
*Вода, бумага, песок, труд(уход за растениями, стирка кукольного белья и т.д.)
*Счетные палочки, спички, ватные палочки, мозаика , шнуровки
Слайд 7*Крупы, бусы, бисер, пуговицы , прищепки
*Пластилин, соленое тесто, глина, нетрадиционная
техника рисования
*Пальчиковый театр, теневой театр
*Графические диктанты, лабиринты, раскраски
Слайд 8Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой
моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь. Я со своими детьми в группе использую различные формы работы.
Слайд 9
Деятельность по лепке имеет большое значение для укрепления кистей рук и
развития мелкой и крупной моторики.
Слайд 10Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия.
В своей работе для лепки я использовала пластилин, тесто, составление узоров из семян, листьев и другого природного материала.
Слайд 11Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность
в работе глаза и руки, координации движения, их точность..
Слайд 12Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой
мускулатуры кистей рук. Дети вырезают, работают с шаблонами, с клеем.
Слайд 13Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.
Слайд 14В нашей группе можно увидеть выставку с работами детей, которая часто
обновляется новыми экспонатами.
Слайд 15В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество,
углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.
Слайд 16 Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для
раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Слайд 17Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры, в
которых детям необходимо было проводить параллельные линии в определенном направлении.
Слайд 18Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка –
обведение рисунка по точкам. Детям даются заготовки с рисунками или упражнениями. Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.
Слайд 19Большой интерес для детей представляет конструирование.
Слайд 20Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора,
развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.
Слайд 21Мозаика – эта игра была еще в нашем детстве. Самые маленькие
могут просто выкладывать дорожки из разноцветных кружков, а дети постарше уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.
Слайд 22Пазл – в переводе с английского это слово обозначает «головоломка», «затруднение».
Кроме мелкой моторики, эта игра формирует еще и пространственное представление, цветовое восприятие.
Слайд 23Изготовление браслетов, бус, колечек из декоративных резинок.
Слайд 24Использование разнообразных трафаретов. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно.
А получившиеся картинки – дорисовывать и заштриховывать
Слайд 25На математических занятиях устраиваем графические диктанты на листе в клетку.
Слайд 26Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры.
Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
Слайд 27В ходе пальчиковой гимнастики дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук.
Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Слайд 28Для пальчиковой гимнастики используем карандаши, счётные палочки, шишки. Рисуем в воздухе
пальчиком, ладонью. Дети делают массаж кисти и пальцев.
Слайд 29Вывод
Если заниматься с ребенком каждый
день, то результат не заставит себя
ждать.
Дети смогут логически рассуждать, у них
будут достаточно развиты память , внимание, и конечно же речь. Воспитанники
будут успешными в школе.