Слайд 1Устное народное творчество.
Малые жанры
фольклора.
Слайд 2Общая история.
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения
фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.
Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.
Слайд 4Малые жанры фольклора –
небольшие по размеру фольклорные произведения.
Такие народные произведения входят
в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Малые жанры фольклора:
- колыбельные песни,
- пестушки,
- потешки,
- прибаутки,
- пословицы и поговорки,
- игры,
- заклички,
- считалки,
- скороговорки,
- загадки.
Слайд 5Колыбельная песня –
песня, которой убаюкивают ребенка.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров
фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
Слайд 6
Колыбельная песня:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит
во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
Слайд 7Пестушка –
короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей,
которые пестуют младенца.
«Пестушки"
происходит от слова «пестовать» - заботиться, нянчить, воспитывать, со временем, когда ребенок подрастает пестушки постепенно переходили в потешки – веселые песенки, истории и стишки, сопровождаемые играми с пальчиками маленьких ручек и ножек.
Слайд 8Пестушка :
Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк
толстонюшки
А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Слайд 9Потешка –
песенка-приговорка,
сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.
Потешки,
как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики.
Слайд 10Потешка :
Сорока, сорока
Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости
на двор,
Кашицу на стол.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печки не топил,
Каши не варил.
Слайд 11Прибаутка –
стихотворение, похожее на короткую сказку,
которое рассказывает нянюшка или
мама своему ребенку.
В прибаутке подавалась яркая картинка какого-либо события с захватывающим сюжетом и стремительным действием, как нельзя лучше подходившая к активной натуре маленького ребенка, который еще не в состоянии уделять внимание долгим повествованиям. Поэтому в прибаутках для простоты восприятия подавался один яркий эпизод, для того чтобы ребенку было интересно и весело.
Слайд 12Прибаутка :
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Слайд 13Пословицы и поговорки –
краткие меткие выражения,
выражающие мудрые мысли.
Могут иметь как прямой, так и переносный смысл, носить как серьезный, так и юмористический характер, отличаются высокой моральностью, их задача – донести мудрые народные знания и коллективный опыт до каждого человека в доступной, легкой форме.
Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью.
Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом.
Слайд 14Пословицы и поговорки :
Часто поговорки являются частью соответствующей пословицы:
«Два сапога —
пара, да оба на левую ногу надеты»;
«Собаку съел, да хвостом подавился»;
«Хлебом не корми — дай водки попить»;
«Сколько волка ни корми — он всё в лес смотрит».
Слайд 15Игры.
Для игр были специальные песни.
Игры могли быть:
- целовальные. Как правило
в эти игры играли на вечерках и посиделках;
- обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
- сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
Слайд 16Игра.
У медведя во бору .
На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8
метров одна от другой.
За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети.
Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды.
Они подходят к медвежьей берлоге со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей.
Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».
Слайд 17Закличка –
короткое стихотворение,
которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.
Заклички представляют
собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Слайд 18Закличка :
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму
холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Слайд 19Считалка –
короткий стишок,
с помощью которого определяют, кто в игре
водит.
Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Слайд 20Считалка :
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты,
три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Слайд 21Скороговорка –
стихотворение, в котором специально собраны
труднопроизносимые слова.
Скороговорка — фраза, построенная на
сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Придумали их в глубокой древности с целью развлечения на различных праздничных мероприятиях. Их используют для того чтобы у человека не было проблем с дикцией и всей речью в целом.
Слайд 22Скороговорки :
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку
в реку -
Рак за руку греку — цап!
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Слайд 23Загадка –
выражение, которое нуждается
в разгадке.
Как правило, в загадке
один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Слайд 24СТАРИННЫЕ РУССКИЕ ЗАГАДКИ (С ОТВЕТАМИ) :
В избу идут — плачут, из
избы идут — пляшут.
(Ответ: ɐdɓǝʚ)
На одном месте мотков двести.
(Ответ: ʞоƍʎvʞ)
Жужжит, жужжит, а с места не улетит
(Ответ: онǝɯǝdǝʚ)
Сяду на хвост, а руками бороду дергаю.
(Ответ: ɐжʁdu)
Без начала, без конца
(Ответ: оʞҺǝvоʞ)
Слайд 25«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово,
как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.»
А.М. Горький