ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Изучение и использование декоративно- прикладного искусства на занятиях художественно-эстетического цикла в рамках современных общеобразовательных стандартов
Слайд 2
Цель проекта:
Показать различные формы и виды изучения и использования декоративно-прикладного искусства
на занятиях художественно-эстетического цикла в рамках современных государственных общеобразовательных стандартов
Задачи проекта:
1. Показать значение и роль формирования УУД на занятиях художественно-эстетического цикла.
2. Высветить и доказать роль и значение приобщения учащихся к изучению и занятию декоративно-прикладным творчеством.
3 Показать роль приобщения учащихся разных возрастных категорий к научно-исследовательской работе через создание проектов, рефератов на различные темы.
Слайд 3В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.
е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 4Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предмет ной области.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Слайд 5Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);
Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция,
оценка, прогнозирование)
Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);
Коммуникативные.
Системно - деятельностный подход обусловливает измерение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:
Слайд 6определение цели школьного обучения как условия знаний, умений, навыков к определению
цели как умения учиться;
изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования ;
индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Слайд 7
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной
деятельности:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Слайд 8- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий..
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Развитие системы универсальных учебных действий в со ставе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Слайд 9История развития декоративно-прикладного искусства.
Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом
и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.). Уже первобытные мастера украшали резьбой и узорами посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём.
. Исследования археологов раскрыли, и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX — XV вв., украшенную резьбой и росписью.
Слайд 10. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву
получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба.
Развитие промышленного производства в 19 в. позволило создавать произведения декоративно-прикладного искусства для массового потребителя.
Слайд 11Виды декоративно-прикладного искусства. Народные промыслы.
К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из
разнообразных материалов и с помощью различных технологий.
Материалом для предмета ДПИ может служить: металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: вышивка, роспись, художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, резьба по дереву или камню, ковка, литьё гравирование, чеканка и др.
Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.
Слайд 12Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма
организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.
Слайд 13Основными народными промыслами России являются;
* Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;
*
Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;
* Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;
* Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;
* Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская
* Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра
* Художественная обработка металла -
Слайд 14Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу; Златоустовская чеканка
*
Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;
* Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,
* Роспись по ткани - Павловские платки и шали
* Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка;
* Художественная обработка кожаных изделий обуви- г.Арск РТ
искусство
Декоративно прикладное
. Городец
Прохорова Наталия Тимофеевна
МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»
Слайд 16ж
о
с
т
в
о
р
о
я
р
г
а
к
ц
е
д
с
п
о
с
ь
и
м
о
х
л
х
ь
г
л
ж
х
в
х
е
Л
п
о
п
л
д
а
м
й
а
н
д
ы
к
о
о
в
а
о
Кроссворд
Слайд 17История Городца
В 70 км. От Нижнего Новгорода на левом берегу
Волги расположился самый древний город Нижегородского края – Городец. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким в целях укрепления восточных границ Ростово – Суздальского княжества
Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. В 17 в. В этих местах начал развиваться дерево обрабатывающий промысел
Выгодное местоположение Городца на великом водном пути также содействовало развитию ремесел и торговли.
«Княжий город»
г.Городец
Слайд 18Городецкая ярмарка
Борис Кустодиев.Ярмарка.1906г.
Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из разных
деревень. Приезжали и купцы из городов. И как нм разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделия местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из Хлебаихи, Курцева и других деревень расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.
Слайд 19старинный ремесленный центр деревянного судостроения. В районе Городца строилась большая часть
плававших по Волге парусных и гребных судов. В летнее, свободное от постройки судов время, мастера рубили дома, украшая их ( глухой домовой резьбой), украшали белоснежными ажурными наличниками и затейливыми дымками белоснежные купеческие особняки.
Городец —
Слайд 20Искусство Городца
На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки
чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавами, зелеными веточками Основные цвета росписи : желтый, черный, зеленый, красный, синий. Цветов немного, но смешанные между собой или разбеленные они дают лишние оттенки: розовый, голубой, вишневый и т.д.
Слайд 21Среди прочего щепного товара продавались в Городце и донца прялок. В отличие
от прялок из других губерний России, нижегородские были разборные, с узким гребнем и широкой дощечкой для сидения – донцем (или «дёнцем»). После работы крестьянка вынимала гребень из копыла и вешала донце на стену как украшение избы. Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей жизни. Девушки брали их на зимние вечёрки-посиделки. Часто прялки дарили на свадьбу: жених – невесте, отец – дочери. Прялка передавалась по наследству, её берегли и хранили.
прялка
донце
ножка
серьги
лопасть
городки
Слайд 22Композиция
Композиции Городецкой росписи можно разделить на три вида:
цветочная роспись
цветочная
роспись
с включением
мотива «птица» и «конь»
сюжетная роспись
Слайд 23В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купала расцветают, по
поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшали все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять Сюжетное изображение
Слайд 24розан
Основа цвета большой круг
Сердцевина-
Маленький круг
Лепестки-дужки
элементы росписи.
Стилизованный цветок розы, шиповника,
яблони, ромашки
штрихи
дужки
точки
листочки
При выполнении цветочных элементов, сначала крупной кистью делается «подмалевка » - цветочное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью выполняется «теневка» - обозначается середина цветка и лепестки (в виде дужек по краю цветка). На заключительном этапе осуществляется «оживка» - у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек.
оживка
Слайд 25купавка
оживка
Стилизованный цветок
элементы росписи.
Основа цветка
круг
сердцевина-
круг
Лепестки -серпики
Слайд 26Птица и конь -главные герои Городецкой росписи, которые как будто пришли
к нам из старой доброй сказки
Слайд 27Конь
Символ силы и выносливости
Незаменимый помощник в хозяйстве
И верный друг в бою
Ни с каким другим не спутаешь вороного Городецкого чудо-коня, изображенного всегда в профиль с поджатой ногой, с выгнутой шеей.
оживка
Ноги –маленькие «капли и ».
Шея – большая «капля»
Голова и круп –
маленькие капли
Хвост – три мягких мазка
элементы росписи.
Слайд 28Гонцы весны
Птицы - это гонцы весны.
В сказках – птицы символ
радости и счастья.
Сказочные герои искали жар – птицу. В песнях златоглавую птицу сравнивали с зарей
Слайд 29Элементы росписи
павлин
Петух
фазан
Слайд 352.5 Пескоструйная обработка стекла.
Слайд 362.6 Применение витражей в объектах интерьера комнаты.