Презентацию подготовила:
воспитатель старшей группы
МБДОУ «Детский сад «Светлячок»
общеразвивающего вида
Пограничного муниципального района
МОРОЗОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
«Танграм для дошкольников:
древняя игра
в современном детском саду»
Слайд 2Я услышала о старинной китайской игре - головоломке танграм. Меня очень
заинтересовала эта игра. И захотелось, как можно больше узнать о танграме. Я решила подробно изучить историю возникновения этой головоломки и исследовать возможности этой игры, применение ее в форме игры.
Цель:
Учить детей составлять из геометрических
фигур животных, птиц, людей, архитектурные
строения и т.д.
Задачи:
Строить простейшие фигуры: квадрат,
треугольник, прямоугольник, по заданным
параметрам.
Развитие познавательного интереса мелкой моторики, памяти, внимания , наглядно образного мышления.
Воспитание аккуратности, вежливости в совместной деятельности.
Головоломки – игрушки на все времена.
До появления компьютерных и бурного
развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка.
И в наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми.
Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию.
Слайд 5 Гипотеза:
если человек
увлекается волшебной игрой Танграм, то он не только расширяет свой интеллектуальный кругозор, но и развивает мышление, воображение, зрительную память.
Слайд 6ТАНГРАМ
Танграм – в переводе с китайского
языка обозначает «семь дощечек мастерства», а ещё её называют
картонной головоломкой.
Эта головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода и т. д.).Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.
Слайд 7История происхождения
Две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора
Китая родился сын. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным, однако будущий властелин не хотел учиться. Император призвал к себе трёх мудрецов: математика, художника и философа, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начало математики, научился смотреть на мир глазами художника, стал бы терпеливым как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали игру « Ши – Чао – Тю» - квадрат разрезанный на 7 частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, а из Америки она уже попала в Европу, где получила название
« Танграм» ( тан –китаец, грам – буква).
Слайд 8
Педагогическое значение игры "Танграм"
Игра способствует развитию у детей умения играть по
правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Слайд 9Правила игры
В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
При составлении
фигур элементы не должны налегать друг на друга.
Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
Слайд 10Изготовление танграма
Для изготовления танграм возьмите плотный картон, начертите на
нем квадрат. Затем разлинуйте его так, чтобы получились следующие фигуры: 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур.Также танграм можно изготовить из оргстекла, кусочка линолеума и других подручных средств.
Слайд 11Применение танграма
Танграм может применяться на занятиях математики. Для начала можно составить
изображения из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детальки, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.
Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т.д.
«Найди отличия» («Чем отличаются фигуры? – Формой, цветом, величиной»);
– «Выбери по цвету» («Фигуры какого цвета ты выберешь себе?»);
– «Раздели фигуры на группы»;
– «Найди похожие фигуры»;
– «Что на что похоже?».
Слайд 12Использовать "Танграм" можно для развития речи. Дети, слушая сказку, составляют сюжетную
картину по образцу, используя весь набор конструктора.
Слайд 13В результате упражнений и заданий к этой игре ребёнок
научится анализировать
простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того, для малышей игра « Танграм» станет ещё и пальчиковым тренажером.
Заключение
Исследовав практическое применение «Танграма», я пришла к выводу, что комбинируя на плоскости элементы разрезанного на части квадрата, можно создавать множество новых фигур, как геометрических, так и жанровых - очертания животных, людей, бытовых предметов, а также дети слушая сказку, составляют сюжетную картину по образцу. Эта головоломка развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учит терпению и последовательности.
Вообще, игры - головоломки – это хорошая разрядка от трудных ежедневных проблем и они просто интересны!
Закончить о танграмах можно словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»