Слайд 1Средства и условия трудового воспитания дошкольников
Слайд 2Средства трудового воспитания
это относительно независимые источники формирования личности.
К ним
относят виды деятельности (игра, обучение)
предметы, вещи (игрушки, ЭВМ),
Произведения духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь)
природа
К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (трудовые праздники, развлечения).
Слайд 3
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:
собственная трудовая деятельность;
ознакомление с трудом взрослых;
художественные средства.
Слайд 4Собственная трудовая деятельность
ДЕТИ:
обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам,
добиваются результата,
удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.
ПЕДАГОГИ:
С помощью этого средства решают прикладные, практические задачи трудового воспитания
Слайд 5Трудности
Допускают много ошибок, т.к мало внимания уделяют освоению способа выполнения трудовых
действий
Несовершенство зрительно-кинестетического контроля
Не умеют различать особенности действия (правильно- не правильно)
Слайд 6Требования к организации труда детей
Труд должен быть естественным для детей
Соответствовать требованиям
СаНПинам
В нем должна осуществляться естественность совместной деятельности с разделением функций участников
Слайд 7Ознакомление с трудом взрослых.
Расширение представлений ребенка :
о содержании деятельности человека
об
общественной значимости труда
об отношении к труду.
Слайд 8Подходы к ознакомлению детей с трудом взрослых
Первый:
знакомство с процессом труда взрослых
для формирования представлений о содержательной части трудовой деятельности взрослых, воспитания уважения к труду. (В.И.Логинова, М. В. Крулехт)
Второй:
знакомство дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формирование представления о том, что профессия появляется в ответ на потребности людей в ней
(С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова)
Слайд 9Проблемы при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых
Текучесть, непрерывность труда
Трудно выделить компоненты
труда
Дети наблюдают труд в «очищенном виде»
Не всегда есть возможность наблюдения за трудом взрослых от начала трудового процесса и до его завершения
Слайд 10Организация ознакомления с трудом взрослых
Разнообразие форм ознакомления с трудом (наблюдение, экскурсии,
чтение, рассматривание картин, просмотр видео и т.п.)
Организация совместной деятельности взрослого и ребенка (бытовой труд, труд в природе)
Воспитание эмоционального отклика на процесс и результат труда взрослых
Слайд 11Требования к организации ознакомления с трудом взрослых
Грамотный отбор содержания
Использование комплекса методов
и приемов, обеспечивающих «живой» образ труда (эмоциональность подачи информации)
Соблюдение принципа постепенности в расширении сведений детей о труде взрослых
Создание соответствующей предметной развивающей среды
Обеспечение возможности посильного участия в труде взрослых
Слайд 12Художественные средства:
художественная литература, музыка, изобразительное искусство.
С помощью этих средств решаются
следующие задачи:
Формирование представлений
о содержании труда,
об отношении людей к труду,
о том, как оценивают окружающие труд других людей и др.
воспитание нравственных чувств и отношений к труду .
Слайд 13Жанры художественных произведений
Пословицы и поговорки как эффективное средство воспитания
Моральная ценность труда
утверждается и в сказках.
В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека
Произведения изобразительного искусства
Просмотр мультфильмов и видеофильмов
Слайд 14Условия трудового воспитания
эмоционально-положительная атмосфера;
материальная среда и трудовое оборудование;
дозированная нагрузка;
учет
индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.
Слайд 15Эмоционально-положительная атмосфера
обсуждение результатов труда, вручение наград
Совместный труд взрослых и детей
Создание и
содержание приподнятой, радостной атмосферы совместного труда способствует проявлению у детей радости, удовлетворение результатами труда
Рассказы детям о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде
Слайд 16Материальная среда и трудовое оборудование
Наличие оборудования и материалов для организации
труда в соответствии с возрастом детей детей.
Всё оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др.
Оборудование в групповой комнате и на участке размещается таким образом, чтобы им было удобно пользоваться.
целесообразно объединять оборудования по видам труда
Слайд 17Дозирование нагрузки
Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания,
поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей
Под дозировкой труда имеется введу его длительность, объём, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление.
Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течении 10-15 минут,
5-6лет-15-20 минут
6-7 лет - 20-30 минут.
Слайд 18Учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда
Создании гигиенических
условий для труда
Планирование трудовой деятельности детей
Постепенное усложнение воспитательных задач
Своевременная диагностика сфрмированности трудовых умений и навыков
Обязательная оценка результатов детского труда