Слайд 1Создание условий для социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ
Слайд 2Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и
открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Слайд 3Категории детей с ОВЗ:
• дети с нарушениями зрения
•
дети с нарушениями слуха
• дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
• дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (НОДА)
• дети с задержкой психического развития (ЗПР)
• дети с нарушением интеллекта (У/О)
• дети с расстройствами аутистического спектра
(РАС)
Слайд 6 Адаптация – это приспособление организма к
изменяющимся внешним условиям.
Социально-психологическая адаптация - это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.
Слайд 74 этапа социально-психологической адаптации:
1.Уравновешивание
2.Псевдоадаптация
3.Приноровление
4.Уподобление
Слайд 81.Уравновешивание - минимальная степень включенности индивида в процесс адаптации к новой
среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы.
Слайд 92.Псевдоадаптация - сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к
ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.
Слайд 103. Приноровление - признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации
и связано со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.
Слайд 114.Уподобление - трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой
ситуацией, существенное изменение в моделях поведения
Слайд 12Адаптивные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья ослабляются следующими обстоятельствами:
1. Характером
нарушения;
2. Психофизиологическими особенностями;
3. Недостатком физического здоровья;
4. Недостатком психологических возможностей для общения;
5. Недостатком материальных средств для удовлетворения
специфических потребностей;
6. Ограниченностью возможностей таких детей участвовать в
деятельности, соответствующей их возрасту;
7. Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами;
8. Нахождением ребенка с ОВЗ в незнакомой среде.
Слайд 13Социальная недостаточность - ограничение способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение
мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в общество.
Слайд 14Задачи адаптации младших школьников- создание условий для безболезненного вхождения обучающихся в
школьную жизнь:
организация воспитательно-информационных мероприятий для учащихся;
оказание индивидуальной помощи каждому ребёнку и его родителям;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
координирование действий всех специалистов, работающих в школе;
Слайд 15Cоздание условий для социально-психологической адаптации обучающихся:
Эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе;
Коррекционно-развивающие занятия;
Психолого-медико-педагогическое
сопровождение обучающихся;
Одно из основных направлений адаптации – трудовое;
Использование информационно – компьютерных технологий;
Активизация взаимоотношений детей с ОВЗ с детьми без ограниченных возможностей;
Спортивно-оздоровительная работа;
Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
Слайд 16Условия социально-психологической адаптации для всех категорий детей с ОВЗ:
1.
Усвоение детьми с ОВЗ базовых навыков в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания (участие детей с ОВЗ в общественном производстве, в сфере услуг или труда, в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношениях);
2. Овладение детьми с ОВЗ навыками социального общения, коммуникации (овладение стандартными схемами социального поведения и социального взаимодействия, навыками само- и взаимопомощи в сложных социальных условиях);
3. Подготовка обучающихся с ОВЗ к доступной трудовой деятельности, овладению трудовыми навыками;
4. Приучение детей с ОВЗ к активному и целесообразному проведению досуга (спорт, танцы, экскурсии, декоративно-прикладное искусство и ремесло, клубы по интересам и др.);
5. Организация процесса коррекции и компенсации отклонений в развитии средствами культуры, искусства, спорта, ремесел;
6. Необходимо обязательное включение родителей детей с ОВЗ в коррекционно-педагогический процесс;
7. Успешность дальнейшей социальной адаптации детей с ОВЗ во многом зависит от раннего начала коррекционно-педагогического процесса.