Слайд 21
Для рассмотрения особенностей загадки как жанра литературы, для выявленияеё художественного своеобразия
важна система художественных образов, спо-собы их построения в загадке. Поэтому мы предпочли классификацию загадок поспособу создания образа, использованию различных изобразительно-вырази-тельных средств языка, так как моя цель – литературное развитие и развитиеречи младшего школьника. Особенности поэтической формы у загадок связаны с их жанровой природой.В загадке так строится образ, чтобы не называть прямо предмет загадывания.Способов запутывания отгадывающего и наведения его на правильный путьсуществует много. 1.По самой жанровой природе загадке, сопоставляющей один предмет с другим,свойственны разнообразные формы сравнения:А) Сижу на тереме, Мала, как мышь, Красна, как кровь, Вкусна, как мёд. (вишня) Скорчится – с кошку, А растянется – с дорожку. (верёвка)это собственно сравнение или положительное сравнение,Б) На потолке В уголке Висит сито Не руками свито. (паутина)Не дерево, а суковато (олень с рогами) – этот способ построения образаназывается отрицательным сравнением, ключик к отгадыванию таких загадок – всообщении, что загаданный предмет похож на замещающий, но не обладает всемиего свойствами:Чиста, да не вода,Клейка, да не смола,Бела, да не снег,Сладка, да не мёд,От рогатого берутИ живулькам дают. (молоко)Кругла, а не шар,С хвостом, а не мышь,Желта, как мёд,А вкус не тот. (репа) -- 10 --Не земледелец, не кузнец, не плотник,А первый на селе работник. (лошадь) –здесь так называемое выключение сходных предметов из загадываемого. Свойства, признаки, качества предмета могут отрицаться:Есть крылья – не летаю,Ног нет, а гуляю,По земле не хожу,На небо не гляжу,Звёзд не считаю,Людей избегаю. (рыба)2.Ещё один способ построения образа – метафора, загадываемый предметзамещается другим, например: огурец – горница, месяц – пастух. А) При замещении предпочтение отдаётся одушевлённым предметам, но инеодушевлённые предметы в загадке говорят и двигаются: Стоит толстуха – Деревянное брюхо, Железный поясок. (бочка) Б)В загадках велика роль олицетворения: топор «в лес идёт» и «кланяется»,лапша «сидит на ложке». Немало загадок в форме олицетворения, использу-ющихсобственные имена:Стоит Антошка(Трошка, Тимошка)На одной ножке;Его ищут,А он нишкнет. (гриб) –это частная разновидность олицетворения. В) Таинственная, странная, фантастическая картина создаётся в загадке,когда в описании сталкиваются признаки предметов загадывания и замещения: Под землёй птица гнездо свила, Яиц нанесла. (картофель) Белый как снег, Надутый как мех, Лопатами ходит, А рогами ест. (гусь)-образ построен с помощью контраста. Художественное совершенство, поэтичность загадки зависит от того, наско-лько выразительно, метко, наблюдательно выбран образ. Отбор признаков неслучаен, отбираются самые характерные, которые отсутствуют у других пред-метов(иначе возникает возможность нескольких отгадок). Предмет замещенияподбирается по тем признакам, свойствам, функциям и связям, которыепослужат ключом для отгадывания:Г) Признак может быть один:Щука ныряет,