Слайд 1«Сказка –ложь, да в ней намёк…»
Слайд 2Исследовательский проект
детей дошкольной образовательной группы
Гурмиковой Сатаней
Хаджимустафовой Милены
Аслануковой Малики
Нахушевой Миланы
Руководитель:
Сатучиева Саихат Алиевна.
Воспитатель
группы.
Слайд 3Мне веет светлым вдохновеньем
Веселой зеленью долин .
Ключей задумчивым журчаньем
От русских сказок и былин.
Слайд 4Прекрасен сказок мир воздушный,
К нему с младенчества привык;
Мне мил и дорог
простодушный
Животворящий их язык.
Слайд 5Когда мы ходили в детский сад, то нас учили понимать, что
такое «хорошо» и что такое «плохо», но мы не всегда поступали правильно, часто делали так, как нам хотелось. Теперь мы пришли в школу и учимся отличать зло от добра.
Слайд 6Сказки любят взрослые и дети.
Их читают всюду на планете.
Сказки уважают, обожают.
Ведь
всегда добро в них побеждает.
Слайд 7Все ребята нашего класса любят сказки. Раньше нам их читали родители
и бабушки, а сейчас мы научились читать и сами можем знакомиться с народной мудростью.
Слайд 8 Древние традиции нашего народа заложены в русских народных сказках. Недаром
говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.
Слайд 9Когда мы пришли в школу, многие из моих одноклассников не умели
выполнять правила поведения и уважительно относиться к старшим. Но, когда учитель задавал вопрос, все правильно отвечали по поводу правил поведения и хороших манер.
Получается, что ответы все давали верные, а поступали не всегда правильно. Когда мы обсуждали сказку, всем было интересно работать . Мы вместе решили продолжить эту работу и обратиться к сказкам, изучить их.
Слайд 10Область исследования: литература.
Предмет исследования: русские народные сказки.
Слайд 11Гипотеза.
Я предположила ,что взрослые часто просят нас соблюдать правила поведения, уважительно
относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Особенно их огорчает то, как мы ведём себя по отношению к своим родителям, бабушкам, дедушкам, учителям.
Слайд 12А ведь эти люди о нас заботятся и стараются дать всё
самое лучшее, а русские народные сказки могут научить меня и моих одноклассников добропорядочности. Если мы осознанно будем читать сказки, то воспитаем в себе такие человеческие качества, как «уважение», «дружба, «взаимопомощь».
Слайд 13Цель.
Целью нашего проекта была: проследить, как русский народ через сказки учил
детей относиться к старшим .С какой целью создавались сказки? Чему учат нас сказки?
Слайд 14Для исследования мы решили перечитать сказки, собрать информацию о них, и
поставили перед собой следующие задачи:
Слайд 15Задачи:
изучить русские народные сказки;
выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за
того, что не выполняли правил поведения хорошего тона;
проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим;
привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.
Слайд 17В ходе исследования мы работали над русскими народными сказками и вот
что мы выяснили.
В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушала, что ей наказывали отец с матерью, и её братец попал в беду. Но девочка не растерялась и побежала искать братца. По дороге она встречает яблоню, печку, речку с кисельными берегами.
Слайд 18 Когда девочка обращалась к этим персонажам без уважения, никто не
хотел ей помочь. А когда она стала обращаться ласково и уважительно: печка – матушка, речка –матушка, все девочке помогли. Родителей девочка называет батюшка и матушка. Даже к злой бабе-Яге обращается вежливо. В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие и вежливость.
Слайд 19 Попала в опасность и Машенька из сказки «Маша
и медведь», когда не послушала старших и отстала от подружек. В этой сказке Машенька тоже очень ласково и вежливо называет своих родных бабушкой и дедушкой .Девочке помогли выбраться из сложной ситуации смекалка и трудолюбие.
Слайд 20 В сказке «Кашица из топора» солдат обращается к
старой женщине «Здравствуй, божья старушка!» Хоть старуха и была вредная, но солдат не грубил ей, потому, что она была старше его и заслуживала уважения. В итоге, своей вежливостью и терпеливостью солдат добился желаемого.
Слайд 21 В сказке «Морозко» девушка, которая была терпелива и
вежлива с «Морозко» получила в награду соболью шубу, золото, серебро и короб с богатыми подарками. Мачехина то дочка за свою грубость, жадность и обжорство была наказана. Здесь мы видим, как награждалось в сказках кротость и уважительное отношение в любой, даже самой тяжёлой, ситуации.
Слайд 22Русская народная сказка «Колобок»
Колобок сбежал от бабы и деда. Он
не знал, что его ждут большие опасности. Вся история Колобка закончилась тем, что его съела хитрая лиса. Непослушание Колобка привело его к гибели.
Слайд 23В сказке «Снегурушка и лиса» Снегурушка обращается к медведю и
говорит ему:- Как мне, медведь- батюшка, не плакать? А лисичку называет лиса - Олисава
Слайд 24Анкетирование
После чтения сказок была проведена анкетирование среди учащихся нашей школы, для
того чтобы ответить на вопрос: »Чему учат нас сказки?» По итогам анкет выявили, что…
Сказка - это выдуманная история, которая чему-то учит;
Это мир, где много чудес и добра, где кто-то друг другу помогает.
У каждого ученика нашего класса есть своя любимая сказка.
Учат нас любить и уважать родителей .
Учат быть добрым, справедливым, сильным и смелым.
А еще любая сказка учит нас жить.
Слайд 25В результате исследования мы выяснили:
в большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из
которых добрые молодцы, то есть мы – читатели можем получить урок;
в русских народных сказках непослушание родителям или взрослым наказывалось, а терпение и послушность вознаграждались;
герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался за ней, и многим героям пришлось проходить целые испытания, чтобы понять это;
Слайд 26обращение к родителям и старшим людям было уважительным и ласковым: батюшка,
матушка, бабушка, дедушка, к родным – сестрица, братец;
главным в сказках был труд, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.
Слайд 27А.С.Пушкин писал:»Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Этот «намек»- есть
правда сказки и правда мыслей и чувств человека .
В сказках мудрость народа: »Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «За добро добром платят»,»Жизнь дана на добрые дела».
Слайд 28В ходе работы со сказками мы пришли к выводу: о том
что такие качества людей как уважение, дружба, взаимопомощь присущи героям практически во всех сказках, так как ценились русским народам.
Слайд 29Вывод:
Всё-таки наше предположение подтвердилось: взрослые не зря беспокоятся о нас
и не разрешают нам грубить, вредничать и лениться. Они хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки, написанные много-много лет назад, помогают нам это понять. В классе я познакомила ребят со своим исследованием и продолжаю изучать русские народные сказки.