Слайд 1Ситуации и приёмы постановки учебной задачи в развивающем обучении
Сеник Янина Болеславовна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №13» г.Воркуты
2016
Слайд 2 Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы
учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Вся учебная деятельность современного урока строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Слайд 3Понятие учебной задачи
Учебная задача – это определённое учебное задание, которое
имеет чёткую цель.
Учебная задача – это цель, заданная в определенных условиях.
Задачи есть способ достижения цели, в них раскрыта последовательность ее достижения
Учебная задача - это системное образование, состоящее из двух обязательных компонентов:
- предмет задачи;
- модель требуемого состояния предмета задачи.
Слайд 4Задачи урока формулируются к ведущей цели урока - усвоение определённых способов
действия, которые необходимы для её достижения.
Важно формулировать задачи через глаголы, отражающие УУД: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Количество задач может быть разным, исходя из поставленной цели, содержания учебного материала, логики действий учащихся. Этап урока соответствует поставленной задаче или нескольким задачам.
Слайд 5
Действия по выделению и принятию детьми учебной задачи:
обнаружение своего неумения
справиться с практической задачей за счёт прежде выработанных средств;
расчленение общего способа и самого действия (что нужно сделать);
обоснование имеющегося практического результата принимаемой схемой общего способа;
соотнесение последовательности овладения общим способом с практическим результатом ( для чего это);
разделение процесса учения и практического действия.[2]
Слайд 6 Этапы постановки учебной задачи
Ситуация успеха
Ситуация неуспеха
Контроль способа
Перевод частной проблемы в общую (преобразование условий учебной задачи)
Слайд 7Понятие учебной ситуации
Учебная ситуация – это такая особая единица
учебного процесса, в которой школьники с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Слайд 8Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию
продумать содержание учебной задачи,
продумать
и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения
Слайд 9Учебная задача
Мотивация
Учебная ситуация
Слайд 10Виды ситуаций
Выбор - дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные.
Надо выбрать правильное.
Неопределенность - неоднозначные решения ввиду недостатка данных.
Неожиданность - вызывает удивление необычностью, парадоксальность.
Конфликт - ситуация, рассматривающая противоположности.
Несоответствие - не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
Слайд 11
Проектируя учебные ситуации, необходимо иметь в виду, что они должны строиться
с учётом:
возраста ребёнка,
специфики учебного предмета,
уровня сформированности учебных действий учащихся,
включения содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Слайд 13Ситуация неопределённость
Подберите проверочные слова к словам,
записанным на доске зап[и]вал, зап[е]вал,
запишите их вместе с проверочными.
Запивал – пил, запевал – пел.
Кто прав?
Слайд 14Ситуация неожиданность
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Что
вы заметили?
Слайд 15Ситуация несоответствие
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с
мечом, сыграем».
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
Слайд 16Ситуация – проблема
Современное телевидение и сеть Интернет переполнены информацией. Как вы
считаете, каких передач и сериалов для детей не хватает сегодня на ТВ и в Интернет?
Придумайте названия этим передачам и сериалам.
Слайд 17Спроектируйте учебную задачу:
(до)ехал (до)б...рёзы
(по)бежал (по)д...роге
(про)читал (про)
город
(на)кричал (на) с...баку
Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) слова из словарика и не из него.
2) слова с приставками и предлогами.
3) глаголы и прилагательные
Слайд 18Спроектируйте учебную задачу:
56:8
99:33
12:0
Выполни деление устно, докажи правильность полученного результата,
сделав проверку умножением.
Слайд 19Приемы создания проблемной ситуации
Слайд 20Приемы создания проблемной ситуации
Слайд 21Приёмы создания ситуации интеллектуального конфликта
интерактивные кроссворды
восстановление текста с пропусками понятий, среди
которых есть неизвестные детям.
Задание-загадка: «Попробуйте открыть тайну названия сказки» с урока литературного чтения по нанайской сказке «Айога»
Слайд 22Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие
условия:
Создать такую учебную ситуацию, в которой учащийся
обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ученика, что обеспечит её принятие.
Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать интерес к учебной задаче. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки и т. д.
Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик - учитель, помогающий ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Слайд 23С вопроса, с удивления начинается мышление.
Наука понимания самая трудная.
«Ключом
ко всякой науке является вопросительный знак».
Оноре де Бальзак.
?