Презентация, доклад на тему Ситуации и приёмы постановки учебной задачи

Содержание

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Вся учебная деятельность современного урока строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии

Слайд 1Ситуации и приёмы постановки учебной задачи в развивающем обучении
Сеник Янина Болеславовна,


учитель начальных классов
МОУ «СОШ №13» г.Воркуты

2016

Ситуации и приёмы постановки учебной задачи в развивающем обученииСеник Янина Болеславовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №13»

Слайд 2 Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы

учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Вся учебная деятельность современного урока строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания

Слайд 3Понятие учебной задачи
Учебная задача – это определённое учебное задание, которое

имеет чёткую цель.
Учебная задача – это цель, заданная в определенных условиях.
Задачи есть способ достижения цели, в них раскрыта последовательность ее достижения

Учебная задача - это системное образование, состоящее из двух обязательных компонентов:
- предмет задачи;
- модель требуемого состояния предмета задачи.

Понятие учебной задачи Учебная задача – это определённое учебное задание, которое имеет чёткую цель.Учебная задача – это

Слайд 4Задачи урока формулируются к ведущей цели урока - усвоение определённых способов

действия, которые необходимы для её достижения.

Важно формулировать задачи через глаголы, отражающие УУД: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Количество задач может быть разным, исходя из поставленной цели, содержания учебного материала, логики действий учащихся. Этап урока соответствует поставленной задаче или нескольким задачам.


Задачи урока формулируются к ведущей цели урока - усвоение определённых способов действия, которые необходимы для её достижения.Важно

Слайд 5

Действия по выделению и принятию детьми учебной задачи:
обнаружение своего неумения

справиться с практической задачей за счёт прежде выработанных средств;
расчленение общего способа и самого действия (что нужно сделать);
обоснование имеющегося практического результата принимаемой схемой общего способа;
соотнесение последовательности овладения общим способом с практическим результатом ( для чего это);
разделение процесса учения и практического действия.[2]
Действия по выделению и принятию детьми учебной задачи:обнаружение своего неумения справиться с практической задачей за счёт

Слайд 6 Этапы постановки учебной задачи
Ситуация успеха
Ситуация неуспеха
Контроль способа

Перевод частной проблемы в общую (преобразование условий учебной задачи)

Этапы постановки учебной задачи Ситуация успеха Ситуация неуспеха Контроль способа Перевод частной проблемы в общую (преобразование

Слайд 7Понятие учебной ситуации
Учебная ситуация – это такая особая единица

учебного процесса, в которой школьники с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Понятие учебной ситуации  Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой школьники с

Слайд 8Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию
продумать содержание учебной задачи,
продумать

и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения

Способы перевода учебной задачи в учебную ситуациюпродумать содержание учебной задачи, продумать и ее «аранжировку» – поставить эту

Слайд 9Учебная задача

Мотивация

Учебная ситуация

Учебная задача МотивацияУчебная ситуация

Слайд 10Виды ситуаций
Выбор - дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные.

Надо выбрать правильное.
Неопределенность - неоднозначные решения ввиду недостатка данных.
Неожиданность - вызывает удивление необычностью, парадоксальность.
Конфликт - ситуация, рассматривающая противоположности.
Несоответствие - не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

 


 




Виды ситуацийВыбор - дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.Неопределенность - неоднозначные решения

Слайд 11 Проектируя  учебные   ситуации,  необходимо иметь в виду, что они должны строиться

с учётом:

возраста ребёнка,
специфики  учебного  предмета,
уровня сформированности учебных действий учащихся,
включения содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.


Проектируя  учебные   ситуации,  необходимо иметь в виду, что они должны строиться с

Слайд 12Ситуация выбор



?
S=а b

S=а a

Ситуация выбор?S=а b  S=а a

Слайд 13Ситуация неопределённость
Подберите проверочные слова к словам,
записанным на доске зап[и]вал, зап[е]вал,

запишите их вместе с проверочными.
Запивал – пил, запевал – пел.
Кто прав?
Ситуация неопределённостьПодберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал, зап[е]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал

Слайд 14Ситуация неожиданность
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Что

вы заметили?
Ситуация неожиданностьСидят на ветке воробьи,Болтают про дела свои,Вспорхнули с ветки воробьи!Что вы заметили?

Слайд 15Ситуация несоответствие
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с

мечом, сыграем».
 - Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
 - Почему так получилось?
 - Какое правило не знал автор записки?
 - Как правильно записать это слово?

Ситуация несоответствиеДима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». - Мяч будет, - сказал

Слайд 16Ситуация – проблема
Современное телевидение и сеть Интернет переполнены информацией. Как вы

считаете, каких передач и сериалов для детей не хватает сегодня на ТВ и в Интернет?
Придумайте названия этим передачам и сериалам.

Ситуация – проблема 	Современное телевидение и сеть Интернет переполнены информацией. Как вы считаете, каких передач и сериалов

Слайд 17Спроектируйте учебную задачу:
(до)ехал (до)б...рёзы
(по)бежал (по)д...роге
(про)читал (про)

город
(на)кричал (на) с...баку
Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) слова из словарика и не из него.
2) слова с приставками и предлогами.
3) глаголы и прилагательные

Спроектируйте учебную задачу:  (до)ехал (до)б...рёзы  (по)бежал (по)д...роге  (про)читал (про) город   (на)кричал (на)

Слайд 18Спроектируйте учебную задачу:
56:8 99:33 12:0
Выполни деление устно, докажи правильность полученного результата,

сделав проверку умножением.
Спроектируйте учебную задачу:  56:8 99:33 12:0	Выполни деление устно, докажи правильность полученного результата, сделав проверку умножением.

Слайд 19Приемы создания проблемной ситуации

Приемы создания проблемной ситуации

Слайд 20Приемы создания проблемной ситуации

Приемы создания проблемной ситуации

Слайд 21Приёмы создания ситуации интеллектуального конфликта
интерактивные кроссворды
восстановление текста с пропусками понятий, среди

которых есть неизвестные детям.
Задание-загадка: «Попробуйте открыть тайну названия сказки» с урока литературного чтения по нанайской сказке «Айога»
Приёмы создания ситуации интеллектуального конфликта интерактивные кроссвордывосстановление текста с пропусками понятий, среди которых есть неизвестные детям.Задание-загадка: «Попробуйте

Слайд 22Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие

условия:
Создать такую учебную ситуацию, в которой учащийся
обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ученика, что обеспечит её принятие.
Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать интерес к учебной задаче. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки и т. д.
Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик - учитель, помогающий ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».

Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия: Создать такую учебную ситуацию, в

Слайд 23С вопроса, с удивления начинается мышление. Наука понимания самая трудная.

«Ключом

ко всякой науке является вопросительный знак».
Оноре де Бальзак.
?
С вопроса, с удивления начинается мышление.  Наука понимания самая трудная.    «Ключом ко всякой

Слайд 24
Желаю успеха!

Желаю успеха!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть