Слайд 1Система формирующего оценивания в начальной школе
учитель начальных классов
МБОУ Барсовская СОШ
№1
Гудкова Светлана Александровна
Слайд 2американский философ и психолог Уильям Джеймс
Слайд 3 Древние греки провозгласили девиз образования:
«Учить не для школы, а для
жизни».
Слайд 4В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований
к результату образования и система оценивания достижений учащихся.
Слайд 6Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для
определения ближайших шагов в направлении улучшения.
Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.
Слайд 7Формирующее оценивание для обучающихся может помочь:
‐ учиться на ошибках;
‐ понять, что важно и
что у них получается;
‐ обнаружить, чего они не знают и не умеют делать.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
‐ четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
‐ сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Слайд 8 Внутриклассное оценивание – это оценивание учителем своих учеников, плюс оценивание
учениками самих себя и своих товарищей. В том числе оценивание группой учеников работы своей или другой группы в целом и каждого ее участника в отдельности. Традиционная работа учителя в классе сегодня уже включает в себя эти элементы внутриклассного оценивания, они также присутствуют в новых образовательных стандартах.
Слайд 9Что оценивать?
По какой шкале?
Где накапливать и фиксировать результаты?
Кто должен осуществлять
оценивание?
Как определять итоговую оценку?
Слайд 10ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!
Результаты ученика
- это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойные оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе).
– Результаты учителя – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика).
Слайд 11 КТО ОЦЕНИВАЕТ?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и
отметку. Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). Привычная форма оценки теперь дополняется такой новой формой контроля результатов, как:
– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности).
Слайд 12В системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю
оценку, выставляемую педагогом , которая включает разнообразные методы оценивания и самооценку учащихся.
Слайд 13Виды оценивания:
Традиционные: тест, экспресс-опрос, расширенный опрос, контрольные упражнения;
Интерактивные: наблюдения, задания моделирующие
реальные жизненные ситуации, рейтинги, взаимоконтроль и самоконтроль.
Слайд 14Одним из элементов комплексной диагностики сформированности УУД на основе системно-деятельностного подхода
с целью мониторинга индивидуального прогресса учебных действий является ведение карты наблюдений:
Слайд 15 Оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими
как индивидуально, так и в паре или группе (например, выполнение ими экспериментальных работ, чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);
Слайд 16 Взаимооценка
Оценивание работы в парах при изучении нового материала
Оценивание работы в
группах при изучении нового материала
Оценивание работы в парах и группах при закреплении материала
Слайд 17 Критерии взаимооценки
Правильность изложения материала
Логика изложения материала, чёткость
Культура изложения материала
Дополнения других
групп
Поведение в группе, умение сотрудничать
Слайд 18 «Наблюдение за участием в групповой работе»* (за один урок наблюдение
ведётся за одним учеником, за неделю – всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса)
Схема фиксирования результатов наблюдения:
Слайд 19 Тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы формальных
знаний, но не только; см., например, стандартизированные варианты итоговых комплексных работ, проверочных работ.
Диагностики УУД.
Слайд 20Оценка результатов рефлексии учащихся
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ
самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Слайд 21«Алгоритм самооценки»:
1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).
2. Удалось выполнить
задание (учимся сравнивать результат с целью).
3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).
4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс).
В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д.
Слайд 22Пример «Листа самооценки предметных достижений»
1. Моя задача (задание) заключалась в том,
чтобы: ….
2. Я с заданием справился / не справился.
3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …
4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…
5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):
Слайд 24«Поезд»
Словарная
работа
Фонети
ческий
разбор
Изучение нового
материала
Работа в
группах
Слайд 25Лист самооценки
Моя успешность на уроке
Достигли ли мы цели?____________________________________
Для чего нам
нужен материал, изученный сегодня?
Слайд 30Лист самооценки
Ф. И. _______________________
Сегодня на уроке
Слайд 37Индивидуальная карта
«Копилка моих достижений»
Слайд 38Особое место в новой системе оценивания отводится портфелю достижений (портфолио) –
средству накопления информации об образовательных результатах ученика.
Это индивидуальная папка, в которой отмечаются достижения по учебным предметам.
В рубриках «Мои достижения» накапливаются работы учащихся, отражающие динамику их учебных достижений, грамоты за участие в конкурсах.
Слайд 461) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;
2) при оценивании необходимо
опираться на успех ребенка;
3) оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания;
4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку;
5) оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев;
6)оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание;
7) оценивание должно проводиться в системе.
Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе
Слайд 47Все применяемые средства, формы и методы должны обеспечить самое главное –
комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
Слайд 48Главная цель формирующего оценивания – улучшение результатов, а не их измерение!