Слайд 1
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Подготовила:
Коваленко И.А.
Воспитатель
г. Красноперекопск 2015
Слайд 2С е н с о р н о е р
а з в и т и е
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
Слайд 3В процессе сенсорного воспитания формируются представления :
О ЦВЕТЕ
О ФОРМЕ
О ВЕЛИЧИНЕ
О
ПРИЗНАКАХ И СВОЙСТВАХ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Слайд 4Сенсорное воспитание направлено на развитие:
Зрительного
Слухового
Тактильного
Восприятие формы
Восприятие величины
Слайд 5Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов
деятельности
конструктивной
изобразительной
Игровой
музыкально-двигательной
ознакомлении детей с окружающим
Слайд 6 Методика сенсорного воспитания
Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в
условиях целенаправленной содержательной деятельности.
Продуктивная деятельность
рисование
лепка
аппликация
конструирование
не только создаёт благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками.
Слайд 7Зрительное восприятие
Основные параметры
зрительного
восприятия:
цвет
форма
величина
Развитие
восприятия цвета
конкретизируется в
следующих задачах:
Слайд 81. развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность
при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию;
2. познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
3. развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.
Слайд 9Игры, способствующие развитию цветового восприятия
Слайд 11Развитие слухового восприятия
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста
обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.
Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
Слайд 13Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность
(ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).
Для развития тактильного восприятия ребенка можно играть с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давать малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.
Слайд 14Можно самим сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры:
мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое.
Играть с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку.
Слайд 15Восприятие формы
Конкретизируется в следующих задачах:
развивать умение практически различать форму;
2. развивать умение
соотносить форму предметов, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;
3. сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;
4. развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм;
5. закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.
Слайд 17Восприятие величины
Конкретизируется в следующих задачах:
1. развивать умение ориентироваться на величину предметов,
соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;
2. закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);
3. формировать отношение к величине как к значимому признаку;
4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;
5. развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.
Слайд 19 Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются
дидактические игры и упражнения, которые в дошкольной педагогике с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.
Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками.
Слайд 20Закрепление знаний о величине, форме, цвете предметов
Слайд 21Сравнение, соотношение, группировка и установка тождества и различие однородных предметов по
одному из
сенсорных признаков
Слайд 22Развитие мелкой и крупной моторики
Слайд 23Обучение играть вместе, без конфликтов.