Слайд 1«Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников»
Коптева Надежда Николаевна
Воспитатель группы «Радуга»
МКДОУ
«ЦРР-д/с №5 «Дельфин» г.Семилуки
Слайд 2Духовность- это то, чем и ради чего человек живет и действует.
Нравственность-это
то, как он живет и действует.
Духовно- нравственное воспитание в образовательной деятельности- это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и детей, направленный на формирование гармоничной личности.
Слайд 3Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор. Устное
народное творчество, существующее в виде пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства, сказок.
Легче всего объяснить ребенку первые и главные понятия духовности и нравственности через сказку. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Слайд 4В. А . Сухомлинский считал, что «…Чтение сказок-тропинка, по которой умный,
думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.» «…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»
Слайд 5Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка ,зависит прежде всего от родителей, воспитателей и окружающих его взрослых, от того ,как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Слайд 6Первые годы жизни ребенка-это период колыбельных песен, потешек, прибауток, стихотворений. Они
формируют отношение к окружающему миру, обогащают чувства ребенка, его речь, пробуждают познавательную активность, самостоятельность.
Слайд 7Через них ребенок приходит к первым сказкам. Это сказки о животных
с простым повторяющимся сюжетом, где главная задача высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному и научить доброжелательности, помощи друг другу.
Это «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок».
Слайд 8После 3-х лет происходит осознание ребенком собственного «я», поэтому он начинает
ассоциировать себя с главными героями сказки, подражать им, развивается способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Для этого мы подбираем сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло, чтобы развить восхищение добрыми героями и осуждение злых.
Эти сказки помогают детям понять:
-как дружба помогает победить зло ( «Зимовье зверей»)
-что зло наказуемо ( «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»)
-что никуда без разрешения одним ходить нельзя ( «Маша и медведь»)
-что надо слушаться родителей, старших ( «Гуси- лебеди»,
« Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Слайд 9В пять лет детям мы начинаем читать сказки, в которых положительные
герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами. Такие сказки развивают все стороны личности детей: мышление, воображение, эмоции, поведение. Именно, с помощью сказки ребенок получает возможность познавать окружающую жизнь не только умом ,но и сердцем.
Слайд 10В таких сказках главные герои не только животные, но и люди,
волшебники и колдуны. В таком возрасте детям хорошо подойдут русские народные сказки, сказки Бажова, сказки зарубежных сказочников.
Слайд 11С 6 лет мы читаем детям любые сказки, сюжет которых захватывает
ребенка, возбуждает его любопытство, развивает умственные способности и чувства. Дети начинают понимать внутренний смысл сказки, ее эмоциональный подтекст. Понятие о добре и зле заложено в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, царевичей, в виде добрых волшебниц. Читаем сказки-притчи, они заставляют детей задуматься о своем поведении и иногда посмеяться над своими ошибками.
Слайд 12Работа над сказками делится на этапы:
Чтение.
Разбор и обсуждение.
Творческая деятельность.
Инсценировка и разыгрывание
по ролям небольших сказок.
Придумывание сказок.
Слайд 13Работа над сказкой должна проводиться не только в детском саду, но
и обязательно дома. Для этого мы проводим беседы и консультации для родителей . Мы объясняем им
- почему нужно читать и рассказывать сказки; как правильно это делать;
-что такое сказка и как правильно подобрать её для ребенка;
-после прочтения сказки необходимо обсуждать ее содержание вместе с ребенком;
-роль сказки в развитии ребенка.
Только работая совместно с родителями можно добиться желаемых результатов в использовании сказки как средства духовно-нравственного воспитания детей.