Слайд 1Консультация для педагогов
"Роль семьи в воспитании познавательных интересов
и любознательности ребенка"
Подготовила:
О.В.Теребинова,
воспитатель
Слайд 2
Познавательный интерес - самое значительное свойство человека,
оно выражается в стремлении познавать окружающий мир с целью проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно- следственные связи, закономерности, противоречивость.
Слайд 3
Семья играет ведущую роль в умственном развитии
ребенка, а также влияет на отношение детей и подростков к учебе и во многом определяет ее успешность. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.
Слайд 4Первый аспект
формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, в том
числе и развитие у детей познавательных интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; соблюдать нормы поведения; постоянное обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
Слайд 5Второй аспект
систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в
течение всей его жизни.
Слайд 6третий аспект
постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов
семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи.
Слайд 7
Большое значение принадлежит коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой
функции:
-посредничество семьи в контакте своих членов со СМИ, литературой и искусством; читая книги, знакомясь с новыми произведениями искусства, новостями, родители должны обязательно обсудить это с ребенком так, чтобы у него появился интерес и развивался далее;
-влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер воспитания;
-организация внутрисемейного общения. В настоящее время возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению.
Слайд 8
Развитие познавательных интересов и любознательности детей формируется, в частности, через сюжетно-ролевую
игру.
Например, семейной традицией, является празднование дня рождения. Родители продумывают игровую программу. Взрослые и дети инсценируют сказки. В них дети учатся подражать животным мимикой, жестами. Принимая участие в театральных играх, у детей развиваются психические процессы, речь, любовь к художественной литературе.
Слайд 9
Важно иметь такую семейную традицию, как
ежедневные беседы с ребенком о прожитом дне (Чем тебя порадовал сегодняшний день?, Чем огорчил?, Чем удивил? и т.д.).
Знакомить ребёнка с профессиональной деятельностью близких ему людей и различными профессиями в целом поможет сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель игры: расширять и закреплять знания детей о работе продавца, кассира; совместно обдумывать содержание игры; закреплять навыки культуры общения (быть вежливым и тактичным), так же сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», Больница» и другие.
Слайд 10
Необходимо привлекать ребёнка к участию в
домашнем труде, например, убирая дрова, можно посчитать, сравнить по величине, ширине. Какой-то материал выбрать для строительных игр. Отсюда формируется интерес к профессии строителя. В процессе игр дети учатся различать, называть геометрические детали (куб, брусок, пластина). Конструирование способствует совершенствованию речи детей, т.к. дети рассказывают о своих замыслах.
Слайд 11
Посещая музей, можно встретиться с представителями живой
природы, знакомить с миром неживой природы: Солнце и Солнечная система; мир камней; природные материалы.
Дома можно завести собственную коллекцию камней, природных материалов.
Слайд 12
Ещё одной семейной традицией могут быть
совместные экскурсии в лес, где можно рассказать о животных и растениях, о природе родного края, её богатствах. А собранный природный материал идёт на изготовление поделок. Дружное общение родителей с детьми во время изготовления игрушек из природного материала создаёт духовную близость взрослых и детей, поднимет авторитет родителей.
Слайд 13
Совместно с детьми можно создать домашнюю библиотеку,
по интересам детей. Это могут быть энциклопедии о технике, космосе, динозаврах, животных, а также энциклопедии для самых маленьких и другие.
Слайд 14
В процессе такой совместной семейной деятельности старшие
члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты.
Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.