Слайд 1Роль пластилинографии в речевом развитии детей с нарушением зрения.
Выполнила : воспитатель
Макаревич И.М.
Слайд 2Зрительные нарушения осложняют формирование связанной речи детей, которые являются сложным процессом,
требующим целенаправленного коррекционного воздействия.
Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Зрительный дефект становится первичным, влияющим на формирование речевых и неречевых функций . Из детей с нарушением зрения, посещающих детский сад- 80% имеют недоразвитие речевой функции.
Речь слабовидящего ребенка имеет свои особенности формирования:
Изменяется темп развития;
Нарушается словарно-семантические сторона речи;
Появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.
Слайд 3Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится
искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Помимо традиционных технологий обучения мы (воспитатели, логопеды, дефектологи) решили использовать нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми ОВЗ. Это пластилинография.
Слайд 5Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц,
происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие речи, является незаменимой в коррекционной работе.
Слайд 6Работа по развитию речи с применением пластилинографии сделала коррекционный логопедический прогресс
более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала. Чем разнообразнее будут технологии логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.
Слайд 7На занятиях по пластилинографии дети учатся общаться как между собой, так
и со взрослыми (воспитателем, дефектологом). Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога, сначала характеризуемого воспитателем, потом спонтанного, или наоборот.
Слайд 8Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо создавать естественную
для ребёнка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить о чём то абстрактном ребёнку трудно, гораздо проще рассказать о том, в чём он участвует, о том, что он создаёт своими руками.
Слайд 9
Работа по лексическим темам с помощью пластилинографии даёт возможность детям с
ОВЗ запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Например, через рисование фигур животных с помощью пластилинографии дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (собака без чего? – без ушей; кошка без чего? – без хвоста и т.д.)
Слайд 10С использованием пластинографии работа над пересказом, рассказом становится более эффективной (пластилинография
по сказке «Колобок», затем пересказ сказки). Составление описательного рассказа не по картинке, по объёмному образу, созданному своими руками (дикие животные, грибы, ягоды и т.д.) поможет ребёнку лучше осознать объект, что делает рассказ более развёрнутым и логичным.
Слайд 11При использовании пластилинографии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «под»,
различать понятия «между тем-то и тем-то», тем самым формируются понимания пространственных отношений между предметами.
Слайд 12Применение пластилинографии на занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения,
так как способствует:
• развитию лексико – грамматических средств речи в рамках определённых тем.
• формированию грамматической составляющей речи
• постановке и автоматизации звуков в ходе работы
• формированию пространственной ориентировки
• развитию и совершенствованию психических функций (памяти, внимания, мышления).
• тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и костей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга), что в свою очередь стимулирует развитие речи.
Пластилинография –
делает руку ребенка умелой
-развивает зрительный контроль над движением рук
-помогает образованию связи руки – глаз.
Слайд 13Этапы работы детей над созданием пластилинографического изображения с проговариванием
1 этап
Зрительно-тактильное обследование предмета- определение особенностей его строения: частей и деталей, из которых он состоит.
Игра «Расскажи другу»
Слайд 142 этап
Зарисовка детьми предмета, объекта с проговариванием по ходу
рисования особенностей его строения.
Слайд 153 этап
Непосредственное создание пластилинографического изображения, используя приемы техники пластилинографии с проговариванием
последовательности действий
Слайд 164 этап
Использование продукта деятельности в дидактических играх по развитию речи
Примеры игр
«Эхо»
«Поймай рыбку»
«Бабочка лети»
«Какой, какая, какое?»
«Съедобное - несъедобное»
«Узнай по описанию»
Слайд 17
Формы взаимодействия с родителями
Родительские собрания
«Возрастные особенности речевого развития детей»
Слайд 18Консультация для родителей
«Пластилиновые фантазии»
Слайд 19Практикум для родителей «Рисуем пластилином»
Слайд 20Открытое занятие по изодеятельности с применением техники пластилинография на тему: «Зонтики
для лесных жителей»
Слайд 21 Консультации
«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста».
«Значимость развития мелкой моторики
для формирования речи детей»
«Роль взрослого в развитии творчества дошкольника»
«Развиваем наблюдательность и отражаем впечатления в художественно - творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином».
Советы родителям
По развитию мелкой моторики дома, оформлена папка для родителей «Пальчиковые игры».
.