Слайд 1
Роль физкультминуток
на уроках
в начальной школе
Выполнила Важдаева А.В.
учитель
начальных классов
Слайд 2Что такое физкультминутки в начальной школе?
Основная задача образовательного процесса — найти
такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также задаче устранения перегрузок учащихся. Решение этой задачи имеет существенное значение для сохранения здоровья учеников.
С началом учебного года суточная активность учащихся заметно снижается, поэтому возникает необходимость мероприятий по организации двигательной активности учащихся в учебное время. Для этого необходимо особое внимание уделить введению физкультминуток на уроках.
Физкультминутки в начальной школе представляют собой небольшой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости и составленный таким образом, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц.
Слайд 3Значение физкультминуток
помогают учителю разнообразить ход урока;
обеспечивают активный отдых,
снимают излишнее напряжение;
повышают работоспособность нервной системы учащихся;
способствуют переключению с одного вида деятельности на другой;
активизируют дыхательную функцию детского организма;
усиливают крово- и лимфообращение застойных участков в организме;
поднимают детям настроение;
снимают усталость от продолжительного сидения за столом;
дают отдых мышцам, органам слуха и зрения;
восстанавливают силы ребенка, улучшают обменные процессы;
возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;
способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
Слайд 4Требования к проведению физкультминуток
Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления, в
зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала.
Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами.
Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просто в своем выполнении.
Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за столом или стоять около него.
Физкультминутки могут проводиться без предметов, с предметами.
Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение.
Слайд 5Виды физкультминуток по цели
Оживлялки - это средства быстрого восстановления после
перегрузки всех систем организма.
Пальчиковый игротренинг - пальчиковые игры применяются для развития моторики, памяти и внимания.
Дыхательная гимнастика - для профилактики заболеваний органов дыхания можно использовать дыхательные упражнения.
Психогимнастика - выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержание, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения и внутреннего внимания).
Комплекс оздоровительных мероприятий для мышц тела - позволяет активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке.
Слайд 6Виды физкультминуток по направленности на орган или систему, состояние
для физической активности;
для снятия перенапряжения со зрительного аппарата;
для гимнастики пальцев рук;
для профилактики искривления осанки;
для снятия общего переутомления;
релаксационные, снимающие психологическое напряжение, эмоциональное состояние страха или волнения;
комбинированные паузы, включающие упражнения для глаз, спины, рук.
Слайд 7Музыкальные паузы на уроках начальной школы
Музыкальная физкультминутка для начальной школы является
помощником в приобщении детей к искусству.
Кроме того, она может выполнять следующие функции:
развитие воображения;
развитие слуховых навыков;
положительный эмоциональный настрой;
обеспечение музыкального развития;
развитие творческих способностей детей.
Слайд 8Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при
помощи пальцев. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, снимается напряжение с кистей и пальцев.
ЦВЕТЫ
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).
Слайд 9Микропаузы при утомлении глаз
***
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем
открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
***
Быстро моргать в течение 10-12 секунд.открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
***
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.
Слайд 10Гимнастика для глаз
КУРСОР
Мы сидим за монитором
Наблюдаем за курсором
Вдруг курсор пропал с
экрана
Посмотрели мы направо
Нет курсора там, где право
Посмотрели мы налево
Нет курсора, что же делать?
Мы посмотрим в уголок
Может, гномик уволок
Посмотрели в потолок
Может, спрятал паучок.
Снова включим монитор
Там когда-то был курсор.
Слайд 11Физкультминутки на общее развитие организма детей (конечностей, туловища)
***
«Петрушка». Исходное положение: руки
опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.
***
«Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.
Слайд 12Творческие физкультминутки на координацию движений
***
Надо встать и одновременно отдать честь
правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
***
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.
Слайд 13На регуляцию психического состояния
НЕ БОЮСЬ
В ситуации трудной задачи, выполнения контрольной работы.
Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки:
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
Слайд 14Физкультминутки по теме учебного предмета
Стихотворная основа физкультминуток может быть связана с
темой урока и настраивать на занятия учебным предметом. Например, математическая:
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Слайд 15Заключение, выводы
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующее заключение.
Наличие физкультминуток
на уроках в начальной школе – это не прихоть педагога, а неотъемлемая часть образовательного процесса для детей в возрасте от 7 до 10 лет.
А умение поддерживать состояние активности обучающихся – важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта используемых учителем педагогический технологий.
Физкультминутки в начальной школе должны стать неотъемлемой составляющей частью занятий.