Презентация, доклад на тему Реализация принципов ФГОС дошкольного образования через педагогическую систему Марии Монтессори

Содержание

Мария Монтессори (1870-1952) ... Образование не есть нечто, что Делает с ребенком учитель;образовать себя иззародыша может только сам ребенокпосредством приобретения собственного жизненного опыта.М. Монтессори

Слайд 1Семинар – практикум «Реализация принципов ФГОС дошкольного образования через педагогическую систему

Марии Монтессори»
Семинар – практикум  «Реализация принципов ФГОС дошкольного образования через педагогическую систему Марии Монтессори»

Слайд 3Мария Монтессори (1870-1952)
... Образование не есть нечто, что
Делает с

ребенком учитель;
образовать себя из
зародыша может только сам ребенок
посредством приобретения
собственного жизненного опыта.
М. Монтессори
Мария Монтессори (1870-1952) ... Образование не есть нечто, что Делает с ребенком учитель;образовать себя иззародыша может только

Слайд 4
Монтессори-педагогика отметила свой вековой юбилей. О

ней говорят, пишут, спорят: кто с восторгом и восхищением, кто с недоверием и осторожностью, кто с негодованием. В Россию первые дидактические материалы по методике и идею возродить в нашей стране эту систему в 1991 г. привезла из Голландии журналист и педагог Елена Хилтунен. Медленно, но верно формируется в нашей стране положительный образ популярной во всём мире методики воспитания и развития детей.
Монтессори-педагогика отметила свой вековой юбилей. О ней говорят, пишут, спорят: кто с восторгом

Слайд 5
31 августа 1870 года в

итальянском городе Кьярвалле (Charvalle) в семье государcтвенного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани родилась дочь. Ее назвали Марией.
Мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором было немало ученых. Она была для того времени весьма образованной женщиной, и всю жизнь, как могла, помогала дочери.
Отец, напротив, довольно долго не одобрял желание дочери учиться. В строгой католической Италии второй половины 19 века женщине не обязательно было получать образование.
31 августа 1870 года в итальянском городе Кьярвалле (Charvalle) в семье государcтвенного

Слайд 6
Мария с детства проявляла

незаурядные способности. Особые таланты проявились у нее в математике и естественных науках. В 12 лет она, была принята в техническую школу для юношей.
Отец не одобрял выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но целеустремленная, умная и красивая девушка добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, ввиду особых успехов, перевели в число студентов.


Мария с детства проявляла незаурядные способности. Особые таланты проявились у

Слайд 7 Учеба не была легкой. Работать в морге ей

приходилось в одиночку по ночам, чтобы сокурсники-юноши не мучили её своими насмешками и критическими замечаниями. Чтобы оплачивать обучение Мария начала работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными нарушениями в развитии. Они были предоставлены сами себе,  ничто не побуждало их к активному полезному действию. Наблюдая за этими несчастными детьми, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

Учеба не была легкой. Работать в морге ей приходилось в одиночку по ночам, чтобы

Слайд 8 Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе

Монтессано, она  работала в психиатрической клинике Рима. В 1898 году родился сын Марии – Марио. Мать Джузеппе не дала согласия на брак, ребенок был незаконнорожденным. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой и для Марии и ее карьеры, и для самого ребенка.
Поэтому до 15 лет он воспитывался в деревне. Только потом мать смогла забрать его к себе. С тех пор он жил с мамой и стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей М.Монтессори по всему миру.

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она  работала в психиатрической клинике

Слайд 9 6 января 1907 года, при поддержке итальянского

миллионера в Сан-Лоренцо М. Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.
Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори. Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материала. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются.
М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети – другие!

6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера  в Сан-Лоренцо М. Монтессори

Слайд 10Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без

него!

Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе. 

Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.

Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним

Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него!Будь готов откликнуться на призыв ребенка,

Слайд 11 Мария Монтессори умерла в 1952 году в Голландии.

При жизни её  номинировали на получение Нобелевской премии мира. Первые Монтессори общества возникли в США (1915), Голландии (1917), Аргентине (1927), Швейцарии (1932), Англии (1933), Индии (1940), Пакистане (1949).
Её сын Марио возглавлял АМИ до своей смерти в 1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ.
Мария Монтессори умерла в 1952 году в Голландии.    При жизни её 

Слайд 13Метод

Марии Монтессори (что такое?)
Сензитивные периоды

Метод          Марии Монтессори (что такое?) Сензитивные периоды

Слайд 14 Основной принцип – побудить ребенка к самообучению, к саморазвитию.

Девиз педагогов Монтессори : “Помоги мне это сделать самому”. 
Смысл целей поставленных при воспитании ребёнка, по методу Марии Монтессори: самостоятельность, уверенность в себе, уважение к другим, приучение к порядку и трудолюбие – СВОБОДА. Но, как не раз обращала внимание сама Мария «Свобода – это не дикое «ХОЧУ И ЖЕЛАЮ», это естественно развивающаяся внутренняя способность выбирать наилучшее для себя и других».
Задача взрослого – организовать условия для возможности ребёнка, самостоятельно, с раннего детства вступить на собственный уникальный путь развития, реализовать свою ПРИРОДУ.  Понимая это, доктор Монтессори разработала специальную среду – Монтессори класс. 
Основной принцип – побудить ребенка к самообучению, к саморазвитию. Девиз педагогов Монтессори : “Помоги мне

Слайд 15Атмосфера Монтессори класса
Материал для занятий «дидактический материал», как его

называет Монтессори хранится в длинных низеньких шкафах, расположенных вдоль стен комнаты так, что дети сами могут открывать их и класть в них учебные пособия. Домашние работы и «житейские упражнения» входят в программу занятии. Мария Монтессори создала среду, в которой дети должны быть сами хозяевами и работниками.
Атмосфера Монтессори класса     Материал для занятий «дидактический материал», как его называет Монтессори хранится

Слайд 16Доктор Монтессори дифференцирует различные чувства, при чем для каждого из них

в отдельности подбирает соответствующий материал, упражнения с которым способны развить его до максимальной степени.
Так для развития тактильного чувства служат наборы гладких и наждачных дощечек, карточек и разных материй. Термическое чувство развивают набором металлических чашечек, наполненных водою различных температур. Барическое (чувство тяжести) — набором одинаковых по размеру, но разных по весу деревянных дощечек. 
Доктор Монтессори дифференцирует различные чувства, при чем для каждого из них в отдельности подбирает соответствующий материал, упражнения

Слайд 17 Для развития стереогностического чувства (ощупывания) Монтессори пользуется набором геометрических

фигур. Соответствующим образом воспитываются глазомер и чувство формы и цвета. Слух развивается с помощью набора, состоящего из двух рядов по 13 колокольчиков и 4-х молоточков (распознавание тонов)…. Исходя из той мысли, что задача воспитания — развитие всех сил человека, Монтессори не оставляет без внимания и чувство вкуса и обоняния: для развития их служат наборы разных порошков и жидкостей. Для каждого чувства подбирается специальный материал, и это изолированное упражнение отдельного чувства усугубляется еще особым «методом изолирования»: так например слуховые, тактильные и термические упражнения происходят с повязкой на глазах, т. е. при выключении чувства зрения и т. д.

Для развития стереогностического чувства (ощупывания) Монтессори пользуется набором геометрических фигур. Соответствующим образом воспитываются глазомер и

Слайд 18 Воспитание умственной деятельности, с точки зрения метода

Монтессори, есть не что иное, как сочетание восприятия с моторными процессами, сводится к комбинированному упражнению органов чувств и двигательных процессов: сюда относятся «уроки номенклатуры», связанные с упражнением с геометрическими вкладками (обучение форме и цветам) и усложняемые наблюдением окружающей среды под руководством учительницы, игра с вырезанием геометрических фигуp, рисование по разработанной системе (штриховка черная, затем цветная и т. д.), лепка, игры с наименованием цветов и их оттенков и т.д.
Все это завершается упражнениями, имеющими целью своей введение в арифметику (упражнения с цифрами, «уроки с нулем», упражнения на запоминание цифр), и наконец кульминируется в приобретшем особую известность методе обучения чтению и письму.  Основная задача педагога по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. 

Воспитание умственной деятельности, с точки зрения метода Монтессори, есть не что иное, как

Слайд 19 Сензитивные периоды
Это периоды особой чувствительности. Их еще

называют «окнами в мир ребенка». Важно знать, когда эти окна распахнуты для новых знаний и умений, чтобы создать наилучшие условия для развития малыша, не мешать и не перетягивать ребенка в другую сторону, где он еще развиваться не готов.
Сензитивный период – это период особой восприимчивости к развитию функций, органов, психических свойств, поведенческих черт. Это время, когда ребенок овладевает навыками и умениями в определенной области наиболее эффективно и быстро. Он делает это с интересом и положительными эмоциями. Напротив, если условия, в которых растет ребенок, препятствуют развитию навыков, то наверстать упущенное, когда сензитивный период уже прошел, становиться проблематично или невозможно. Если детям предлагать заниматься чем-то вне рамок сензитивного периода (по сути по принуждению), то они достигают меньших успехов в данном виде деятельности или неуспешны совсем. Сензитивные периоды имеют три фазы: медленное нарастание, фаза наибольшей интенсивности (плато), постепенный спад.  Сензитивные периоды возникают в жизни каждого ребенка, однако о сроках их наступления и продолжительности протекания у каждого малыша можно говорить лишь усреднено и приблизительно, так как они индивидуальны.

Сензитивные периоды Это периоды особой чувствительности. Их еще называют «окнами в мир ребенка». Важно

Слайд 20Мария Монтессори выделяла шесть сензитивных периодов:
1. Период развития речи (0 - 7

лет)
Это самый продолжительный период, который начинается ещё до рождения ребёнка. Он делится на этапы продолжительностью около полугода, во время которых ребёнок овладевает различными навыками речи, постепенно переходя от  подражания звукам к развитой речи и обучению чтению и письму.
Сначала ребёнок воспринимает речь и учится повторять услышанное. Затем, примерно, в один год он начинает произносить слова, и где-то до 2-2,5 лет активно накапливает словарный запас. В этом периоде ни в коем случае нельзя «сюсюкать» с ребёнком, «адаптируя» для него нормальную взрослую речь. Сейчас ребёнку наиболее легко даётся запоминание слов  и правил языка, поэтому не лишайте его возможности слышать «как надо».
В возрасте около четырёх лет ребёнок начинает сознательно пользоваться речью и осваивать символическое изображение звуков (буквы). В 4-4,5 года при правильной подготовке ребёнок естественным образом начинает писать, а в возрасте около пяти лет - читать.

Мария Монтессори выделяла шесть сензитивных периодов:1. Период развития речи (0 - 7 лет)Это самый продолжительный период, который начинается

Слайд 212. Период восприятия порядка (1,5-3 года)
Порядок помогает ребёнку ориентироваться

в незнакомом ему пока мире. На пике этого сензитивного периода (2-2,5 года),  порядок, особенно необходим ребёнку в трёх сферах:
в помещении (в окружении ребёнка);
во времени (режим дня);
в общении со взрослыми (последовательность и чёткость действий взрослых).
Малыш легко замечает любое нарушение порядка, которое взрослые могут просмотреть и испытывает большое удовольствие, находя предметы на предназначенных для них местах.
3. Период сенсорного развития (0 – 6 лет)
В этот период происходит утончение восприятия органов чувств. Это длительный сензитивный период, состоящий из многих этапов. Важно понимать, что ребёнок уже в момент рождения обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, а некоторые из них (слух, в особенности) развиваются ещё и в утробе.  В период своего последующего сенсорного развития ребёнок утончает свои чувства, что способствует развитию его разума.



2. Период восприятия порядка (1,5-3 года)   Порядок помогает ребёнку ориентироваться в незнакомом ему пока мире. На

Слайд 224. Период интереса к мелким предметам (1,5 – 2,5 года)

В большинстве случаев совершенно очевиден и причиняет родителям немало хлопот: ребёнок часто манипулирует мелкими предметами, что кажется опасным. Но таким образом ребёнок познаёт, что мир состоит из мелких частей, поэтому взрослые должны дать ему возможность удовлетворять свой интерес, не пренебрегая безопасностью. Также  в этот период активно развивается мелкая моторика рук.
5.Период развития движений и действий (1 – 4 года)
Этот период невероятно важен, потому что в этом возрасте физическое развитие становится основой психологического. Как и остальные длительные периоды делится на этапы, во время которых ребёнка привлекают конкретные типы движений и занятий.
6. Период развития социальных навыков (2,5 – 6 лет)
Ребёнок проявляет интерес к социальным нормам и вежливому поведению. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и пр., поэтому в этот период необходимо заложить основы культурного поведения.
(Это очень краткое описание сензитивных периодов).


4. Период интереса к мелким предметам (1,5 – 2,5 года)   В большинстве случаев совершенно очевиден

Слайд 23 Отметим два важных момента, которые объясняют необходимость знаний об этом

сложном явлении в развитии каждого ребёнка:

Знания о сензитивных периодах способствуют гармоничному и, главное, своевременному развитию ребёнка, дают возможность вовремя понять и не упустить из виду то, к чему ребёнок проявляет интерес.
Каждый период имеет свои пики особой восприимчивости в определённом возрасте, на деле это проявляется в резком изменении поведения и восприятия ребёнка (резко заговорил, стал часто бегать, начал стесняться), такие пики называют кризисными. Зная о потребностях ребёнка в познании себя и мира в каждый из периодов, вы сможете сгладить кризисные моменты, предоставив малышу возможность и окружение для саморазвития.

Отметим два важных момента, которые объясняют необходимость знаний об этом сложном явлении в развитии каждого ребёнка:Знания

Слайд 25Роль и функция педагога
в Монтессори педагогике

Роль и функция педагога в Монтессори педагогике

Слайд 26 Педагог показывает ребенку рациональный способ работы с материалом,

дает образец действий, направленных на раскрытие свойств и отношений, «заключенных» в материале. Показывает, как его используют, как с ним «работают».
Педагог всегда доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной дидактической средой. Именно поэтому педагог постоянно находится рядом с ребенком, не мешая ему, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство или же отступая на шаг назад и давая ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью.

Педагог показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий, направленных на раскрытие

Слайд 27 Важный эффект такой организации обучения состоит в том, что

в отличие от обычного занятия или урока педагог имеет большие временные возможности в оказании помощи детям, нуждающимся в ней, не задерживая при этом в продвижении более быстрых и способных ребят.
Каждый ребенок, таким образом, идет своим «образовательным маршрутом», со своей комфортной для него скоростью, получая незамедлительно и оперативно необходимую для себя помощь. Это позволяет в максимальной степени не нас словах, а на деле соблюдать принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Из этого вытекаемый значимый в педагогике Монтессори принцип индивидуализации обучения.

Важный эффект такой организации обучения состоит в том, что в отличие от обычного занятия или

Слайд 28Функции педагога:
посредническая ( педагог создает связь между ребенком и развивающей предметно-

пространственной средой – подготовленной средой);
руководящая ( педагог наблюдает за ребенком и в нужный момент предоставляет ему помощь);
обучающая ( педагог дает урок в тот момент , когда он показывает образец работы с материалом. Его действия , как и его поведение, служат примером, которому ребенок подражает);
организующая ( педагог создает подготовленную среду , «которая должна содержать средства для самовоспитания» и предоставлять детям возможность свободы движений, свободы выбора материала, места и деятельности работы с ним и т.д.);
диагностическая (наблюдение за поведением ребенка и оценивание уровня психического и физического развития);
защитная ( педагог следит, чтобы дети не мешали друг другу).
Функции педагога:посредническая ( педагог создает связь между ребенком и развивающей предметно- пространственной средой – подготовленной средой);руководящая (

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть