Слайд 1Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
«Развивающая предметная среда
в
группах ДОУ
в рамках организации
воспитательно-образовательного процесса
по развитию связной речи
детей дошкольного возраста»
Автор:
Махначева Т.Л.
учитель-логопед
2020г.
Слайд 2Понятие «развивающая предметная среда» определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка,
функционально моделирующая
содержание его
духовного и
физического
развития»
(С.Л. Новоселова)
Слайд 3Развивающую предметную среду (РПС) с
учетом ФГОС в группах ДОУ необходимо
организовать
таким образом, чтобы
наиболее эффективно развивалась
индивидуальность каждого ребёнка с
учётом его склонностей, интересов,
уровня активности.
Слайд 4Речевая развивающая предметная среда (РРПС)
Это особым образом организованное
окружение, наиболее эффективно
влияющее на развитие разных сторон речи
каждого ребенка.
Слайд 5РПС и РРПС. Что общего и в чем отличие?
РПС - специальное
оборудование для каждой возрастной группы
РРПС:
речь педагога
методы и приемы, направленные на развитие речи
специальное оборудование для каждой возрастной группы
Слайд 6Требования к РПС
Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям
Трансформируемость пространства
Полифункциональность материалов
Вариативность среды
Доступность среды
Безопасность
Слайд 7Задачи построения речевой развивающей среды:
обеспечение возможности восприятия и наблюдения за
правильной речью;
обеспечение богатства сенсорных представлений;
обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций
Слайд 8Оборудование и наполнение речевой зоны в соответствии с решением задач по
ФГОС:
1. Владение речью как средством общения и культуры
2. Обогащение активного словаря
3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4. Развитие речевого творчества.
5. Развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха.
6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы
7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 91. Владение речью как средством общения и культуры
Театральные уголки;
Уголки ряжения;
Уголки сюжетно-ролевых
игр;
Любые пособия, которые порождают речевую активность.
Слайд 142. Обогащение активного словаря
Картотеки по лексическим темам
Картотеки для обогащения глагольного словаря,
словаря прилагательных, существительных;
Картотеки - «Антонимы», «Синонимы», «Части тела», «Части предмета» и т.д.
Слайд 163. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Картины, серии сюжетных
картин для составления рассказов;
Игрушки, театры (настольный, пальчиковый, настенный…)
Дидактические и настольные игры (на пару игроков и более) и т.д.
Слайд 204. Развитие речевого творчества.
Составление рассказов по картинам, с использованием игрушек;
Дидактические игры
по сказкам;
Картинки и рассказы-нелепицы;
«Придумай сказку», «Придумай конец сказки, истории» и т.д.
Слайд 225. Развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха.
Закрепление правильного речевого
выдоха - «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке, «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
Формирование фонематического слуха - шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков; игры с парными карточками, «Найди, что звучит».
Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков - мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема слова; зеркала; лото на звуки С, З; Ж, Ш; Р, Л; «Веселая гимнастика».
магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звукобуквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т.д.; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки; проверь»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы и т.д.
Слайд 266. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров
детской литературы
Слайд 287. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Пособия для
развития звуко-буквенного анализа.
Слайд 29Используемые источники:
- https://look.com.ua/pic/201210/1280x960/look.com.ua-57927.jpg
- https://lysva.biz/images/news/2019/2/142124212.jpg
- https://xn----7sbebkfejc7alctr0rta6b.xn--p1ai/assets/gallery/121/995.jpg
http://dsromashka.ru/upload/medialibrary/965/965eb739a2f3c12f1b914abe2321cc9c.JPG
- https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/02/ugolok-ryazheniya-sleva-stoyka-s0-kostyumami-sprava-krasnyy-shkaf-s-busami-na-zheltyh-polochkah.jpg
- https://autogear.ru/misc/i/gallery/62920/2197533.jpg
- https://ozr-dou03k.edumsko.ru/uploads/2000/1885/section/126159/33.jpg
- http://cdn.akrosta.ru/archive/2015-12-24/4021731ee738f323311eca5ded24c8c5.JPG
- https://pandia.ru/text/82/582/images/img3_46.jpg
- https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-473429-1474137243.jpg
-
https://tkanix.guru/wp-content/uploads/2019/10/Ris.-5.-Palchikovyj-teatr-1024x668.jpeg
- https://u-skazki.com/upload/img/blog/vidy-detskikh-teatrov/ploskiy.jpg
- https://umkin.com/wp-content/uploads/2016/10/6ae4cbdb5717e17ad2c5482061b607b9.jpg
- https://pandia.ru/text/81/186/images/img2_128.jpg
- https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-896097-1489390902.jpg