Слайд 1Пояснительная записка
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем,
без исключения обучающимся, проявить свои способности и творческий потенциал. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, т.к. в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно – управляемой творческой деятельностью.
Проблема:
Активизация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза:
Если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие литературного творчества и активизацию воображения младшего школьника на уроках , и заниматься этим в системе, то можно добиться более глубокого восприятия детьми произведений, а также повысить уровень общего и эстетического развития школьника и развития творческих способностей.
Слайд 2
«Ребёнок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим,
чем ребёнок, подражающий актам других»
Б. Астафьев
Слайд 4Цель:
Выявить возможные пути совершенствования над литературным творчеством младших школьников на уроках
литературного чтения, с учетом активизации воображения младших школьников.
Совершенствовать все виды речевой деятельности, обеспечивающие умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге.
Формировать читательский кругозор.
Слайд 5Задачи учителя
Сочетать учебную деятельность, с развитием индивидуальных задатков учащихся.
Замечать любые творческие
проявления учеников.
Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Использовать на уроках и внеклассных мероприятиях творческие задания.
Слайд 6Формирование положительной мотивации учения и творчества у детей начальных классов
С
помощью поэтического творчества:
Сказки
Ритмическое чтение
Считалки
Загадки
Стихи о буквах и звуках
Слайд 7
С помощью скороговорок и чистоговорок дети практически знакомятся с понятием «рифма»
и уже без труда справляются с творческими заданиями «Подбери рифму»
Косы – …(росы, кокосы)
Птичка –…(водичка, синичка)
Ручка – … (тучка, кучка)
Слайд 8Ритмическое чтение
Ты – ты – ты – во дворе у нас
коты.
Ты – ты – ты – на лугу растут цветы.
Ой – ой – ой – я пою с тобой.
Ны - ны – ны – люблю апельсины.
Ну – ну – ну – смотрю на …….
Лу – лу – лу - подарите ………
Та – та – та - в магазине ………
Жа – жа – жа
Есть иголки у…(ужа? ежа?)
Оль – оль – оль
Мы купили… (моль? соль?)
Слайд 9Считалки
Предлагаю разноуровневые задания
1-й уровень:
репродуктивно-подражательный.
Сочинить считалку, подобрав рифмы.
На дубу скворец
и … скворец
Улетел домой … галка
И считалочке … конец
Слайд 10Считалки
2-й уровень: поисково-исполнительский.
Предлагаются два варианта.
Первый вариант. Даны рифмы. Подобрать
подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась считалка.
Бегал заяц по болоту,
_____________ работу,
_____________ не нашёл,
_____________ и пошёл.
Второй вариант. Сочинить считалку по данным началу и концу.
Возле школьного крыльца Завтра с неба прилетит
Мы садили деревца: ……………………………….
………………………….. ……………………………….
Ты ленился – выйди вон. А не веришь – выходи.
Слайд 11Считалки
3-й уровень: инициативно-творческий. Сочинить свою считалку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Стали
в школу мы играть.
Слоги петь, слова писать
И считалки сочинять:
Миша- две, Алеша- пять,
А у Вовы ноль опять.
Кто не может сочинить-
Выходи- тебе водить!
Слайд 12Задания
Задание «Соединялки»
Задание «Определение»
Задание «Парад домашних
творческих достижений»
Прием «Мозаика»
Прием «Ассоциативные
загадки»
Слайд 13Разновидности творческих заданий на уроках литературного творчества
Слайд 14 Показатели развития
творческих способностей
Высокий уровень интереса к урокам
литературного чтения.
Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
Проявление радостных эмоций во время работы.
Способность переживать ситуацию успеха; наслаждаться процессом творчества.
Проявление самостоятельности в работе.
Умение преодолевать возникшие трудности.
Слайд 15
Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по
Слайд 16 Уровень творческих способностей
Конец 2 класса
Середина 3 класса
Слайд 17Ожидаемые итоговые тематические результаты обучения
Выпускники научатся:
самостоятельно, уверенно и бегло читать разнообразную
художественную и иную литературу,
выбирать книги, соответствующие своим пристрастиям, уровню читательской компетенции и определенной цели,
распознавать и различать некоторые литературные стили и жанры,
выбирать стратегии чтения, адекватные особенностям текста и цели чтения,
обсуждать прочитанное, анализировать характерные детали портрета героев художественных произведений и детали сюжета,
ежедневно и в течение длительного времени читать в школе и дома как для того, чтобы получить удовольствие, так и для того, чтобы извлечь информацию,
самостоятельно пользоваться справочниками, словарями, использовать информационные технологии.
Слайд 18Вывод
Применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого
потенциала младших школьников
Слайд 19Список используемой литературы
Алешаева Н. П., Тупалева Н. В. Развитие творческой активности
младших школьников на уроках литературного чтения. //Начальная школа, 2004, №11.
Бывают выдающиеся дети... Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990. с.
33.
Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990. с.
31.
Воспоминания, размышления, беседы. Лейтес Н. С. Психологический журнал.т. 13,№ 1,1992, с. 147-165.
Воюшина М. С. Анализ художественного произведения.// Начальная школа, 1989,№ 5
Выгодский Л. С. Психология искусства./– М: Просвещение, 1989 .
Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк: Кн. для учителя./-М. Просвещение, 1991.
Граблева В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений.// Начальная школа, № 11, 2000 .
Грошенкова В. А. Обучение школьников талантливому чтению на уроках литературы. //Начальная школа, 2004, № 8.