Слайд 1МБОУ Большеокуловская СОШ Савинова В.А.
Развитие
творческих способностей
на уроках в начальной
школе
Слайд 2
Творческая активность
самостоятельность
новизна способов деятельности
оригинальность
Слайд 3Показатели сформированности творческой активности детей
Высокий уровень интереса к урокам
Способность к фантазированию,
воображению
Проявление догадливости и сообразительности
Проявление радостных эмоций в процессе работы
Умение преодолевать возникшие трудности
Стремление к оригинальности
Проявление самостоятельности в работе
Слайд 4Формы активизации
творческой деятельности
Игра
Сочинения и творческие диктанты
Частично-поисковые задания
Задания с несколькими вариантами
решения
Интеллектуальные атаки
Составление детьми заданий к урокам
Слайд 7Виды сочинений
Сочинения – описания
Сочинения – рассуждения
Сочинения – сказки
По опорным словам
В виде
письма друг другу
Слайд 8
На………. столе лежит большой………. арбуз. Вся ………. семья собралась на кухне,
чтобы его попробовать. Папа разрезает ………. корку, и нашему взору предстаёт ………. мякоть. К счастью, арбуз оказался ………. . Сердцевина его ………. цвета, а косточки ………. . Мы с удовольствием съели по три ………. куска.
Арбуз.
Слайд 9К частично-поисковым задачам можно отнести задания:
на нахождение закономерности;
на нахождение принципа
группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений;
на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению;
на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос;
на нахождение наиболее рационального способа решения;
Слайд 10Задачи частично-поискового характера
В какие группы можно объединить следующие слова: шкаф,
конфеты, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, роза, варенье?
Проанализируйте следующие ряды чисел, выявите закономерность и продолжите их запись:
1, 3, 6, 10, 15 ...
2, 8, 3, 7, 4, 6 ...
Слайд 11Решение частично-поисковых задач разного уровня
Ребята, сейчас мы проверим вашу слуховую
память. Я громко и медленно назову шесть чисел. Ваша задача выслушать меня внимательно и записать эти числа в том же порядке.
Начали: 5, 12, 10, 3, 8, 2.
А теперь послушайте следующий ряд:
3, 21, 15, 48, 6, 10, 11, 16, 4, 5, 19, 9.
Назовите лишь два числа данного ряда - самое большое и самое маленькое.
Слайд 12«Ребята, сегодня я дам вам задание, которое могли бы предложить будущим
разведчикам для проверки у них быстроты реакции. Перед вами ряд чисел:
4, 15, 36, 8, 12, 5, 21, 24, 16, 3, 7, 20
Как можно быстрее подчеркните те из них, которые делятся без остатка на 4».
Слайд 13Задачи частично-поискового характера
Найдите способ, которым можно нарисовать данную фигуру, не отрывая
руки от бумаги и не проводя дважды линии:
Сколько треугольников и четырехугольников можно найти на этом рисунке? Как вы получили ответ?
Слайд 14Задачи частично-поискового характера
Назовите все возможные варианты имен по модели
ВА – Я
Разгадайте внешне похожие ребусы: 10ЧКА, 1БОР, Ш1А, Ф1А, 2Д, ПО2Л
Слайд 15Задачи частично-поискового характера
Посмотрите на это выражение:
9 + 8 = 1.
С точки зрения математики это полный абсурд.
Но все же подумайте и попытайтесь сообразить, догадаться, в какой ситуации оно будет верно.
Слайд 16Задачи частично-поискового характера
Сколькими способами можно разделить прямоугольник на четыре равные части?
Слайд 17Задачи педагога:
развивать у детей подвижность и гибкость мышления;
настойчиво стимулировать
процессы поисковой активности;
учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы;
учить находить новые, оригинальные подходы, получать красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Слайд 18Структура урока:
I этап. Разминка.
II этап. Развитие психических механизмов как основы развития
творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).
III этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
IV этап. Решение творческих задач.
Слайд 19I этап. Разминка
Какой сегодня день недели? А что было вчера?
Какое число будет через три дня?
Какая буква в русском алфавите стоит после «Ц»?
Сколько будет 7 х 8? А 9 х 9? Какая предпоследняя буква алфавита?
Название этого месяца заканчивается на «Т». Какой он по счету в году?
Назовите на слух общий звук в словах: блок, стол, крыло, мост; дар, мера, аист, жар.
Кто автор «Золушки»? «Кот в сапогах»? и т.д.
Слайд 20II этап.
Развитие психических механизмов
В шестнадцати клетках таблицы записаны
вразнобой числа от 1 до 20.
Это означает, что какие-то четыре числа в таблице пропущены. Без помощи ручки или карандаша, только глазами отследите все числа и выпишите недостающие.
Слайд 21III этап.
Частично-поисковые задания
Продолжи закономерность
По какому признаку можно объединить (разбить на
группы)числа, слова, предложения
Выяви закономерность
Слайд 22IV этап
Решение творческих задач
Первый тип это творческие задания, которые
связаны с той или иной учебной дисциплиной.
Второй тип - это задачи повышенной трудности интегративного характера.
Слайд 23Репродуктивная задача интегративного характера
Ребята, запишите цифры, обращая внимание на знаки
препинания: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
А теперь устно сосчитайте их сумму. Как это можно сделать быстро и рационально?
(1 + 9, 2 + 8, 3 + 7, 4 + 6 и 5 в сумме дают 45).
Умножьте полученное число на 2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? Сто.
Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам.
В названия каких пословиц оно входит?