учителя-логопеда
Чумаковой М.В.
2016 г.
2016 г.
1. Проведение подготовительных упражнений на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета (с использованием настольных игр и пособий).
2. Упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов
3. Упражнения на сравнение предметов (однотипных предметов; предметов, относящихся к одной типологической группе – овощи, фрукты и др.; в дальнейшем – предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака – помидор, арбуз, мяч и др.)
4. Формирование навыков составления описания предметов, начиная с простого описания с помощью вопросов педагога, с постепенным переходом к более самостоятельным и развёрнутым высказываниям (по предваряющему плану, затем – с опорой только на данный образец).
5. Приём дополнения ребёнком предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребёнком всей фразы.
6. Описание предметов по предваряющему плану-схеме.
7. Вспомогательные приёмы (при затруднениях, возникающих у детей в составлении описания): жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения. 6. Приём параллельного описания педагогом и ребёнком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.)
8. Формирование у детей навыков планирования небольшого по объёму рассказа-описания.
9. Вводить в обучение следующие виды работ (по мере усвоения навыков описания): описание предмета по памяти, собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.
10. Закрепление и развитие речевых навыков осуществлять в ходе игровых занятий.
ПЕРЕСКАЗ
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ МЕТОДОМ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ФАНТАЗИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ
ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.
В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
принадлежность к родовидовому понятию;
величина;
цвет;
форма;
составляющие детали;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
как он используется (какую пользу приносит)?
за что нравится (не нравится)?
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.
Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.
Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:
пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть