Презентация, доклад на тему Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования

Содержание

Проблема проекта: Необходимость комплексной коррекции связной речи и психических процессов дошкольников логопедических групп Цели проекта:Повышение качества учебно-воспитательного процесса в группах для детей с речевыми нарушениями путём применения в логопедической работе специально подобранных иллюстративно-дидактических материаловЗадачи

Слайд 1ПРОЕКТ Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования.
Составление и реализация


учителя-логопеда
Чумаковой М.В.

2016 г.

ПРОЕКТ Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. Составление и реализация учителя-логопеда Чумаковой М.В.2016 г.

Слайд 2Проблема проекта: Необходимость комплексной коррекции связной речи и психических процессов

дошкольников логопедических групп
Цели проекта:
Повышение качества учебно-воспитательного процесса в группах для детей с речевыми нарушениями путём применения в логопедической работе специально подобранных иллюстративно-дидактических материалов
Задачи проекта:
Проанализировать методическую литературу по данной проблеме
Выявить направления применения моделирования в дошкольной педагогике
Подобрать ресурсы для коррекционной работы с использованием моделирования и специальный речевой материал
Выполнять коррекционную деятельности с использованием моделирования
Проанализировать целесообразность деятельности
Составить презентацию по тематике проведённой работы
Тип проекта: практико-ориентированный, информационный
Длительность: 1год.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатель логопедической группы
Целевая группа: дети старшей логопедической группы.
Направленность развития деятельности: комплексная, познавательно-речевая.
Результат: презентация по теме проекта, проведение консультаций с использованием ИКТ
Проблема проекта: Необходимость комплексной коррекции связной речи  и психических процессов  дошкольников логопедических групп Цели проекта:Повышение

Слайд 3Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения,

как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
связные высказывания короткие;
отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания
Особенности речевого развития детей дошкольного возрастаДети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком

Слайд 4Методические требования к занятиям по обучению детей рассказыванию
1. Уделять большое внимание

подготовительной работе (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядно представленного на картине сюжета).
2. Формировать языковые (прежде всего, грамматические) представления и обобщения.
3. Формировать навыки планирования связных высказываний различного типа.
4. Обращать внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний.
5. Использовать технические средства обучения.
6. Осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к детям с ОНР.
7. Учитывать принцип тематической взаимосвязи (в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР).
8. Формировать навыки тех видов монологических высказываний, которые составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе (пересказ, составление рассказа по наглядной опоре, составление рассказа по аналогии).

Методические требования к занятиям по обучению детей рассказыванию1. Уделять большое внимание подготовительной работе (подготовка к восприятию и

Слайд 5Методика обучения детей с рассказыванию Обучение рассказу-описанию предметов Виды работ и методические

приёмы.

1. Проведение подготовительных упражнений на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета (с использованием настольных игр и пособий).
2. Упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов
3. Упражнения на сравнение предметов (однотипных предметов; предметов, относящихся к одной типологической группе – овощи, фрукты и др.; в дальнейшем – предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака – помидор, арбуз, мяч и др.)
4. Формирование навыков составления описания предметов, начиная с простого описания с помощью вопросов педагога, с постепенным переходом к более самостоятельным и развёрнутым высказываниям (по предваряющему плану, затем – с опорой только на данный образец).
5. Приём дополнения ребёнком предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребёнком всей фразы.
6. Описание предметов по предваряющему плану-схеме.
7. Вспомогательные приёмы (при затруднениях, возникающих у детей в составлении описания): жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения. 6. Приём параллельного описания педагогом и ребёнком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.)
8. Формирование у детей навыков планирования небольшого по объёму рассказа-описания.
9. Вводить в обучение следующие виды работ (по мере усвоения навыков описания): описание предмета по памяти, собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.
10. Закрепление и развитие речевых навыков осуществлять в ходе игровых занятий.


Методика обучения детей с рассказыванию Обучение рассказу-описанию предметов  Виды работ и методические приёмы.1. Проведение подготовительных упражнений

Слайд 6МНЕМОДОРОЖКА
МНЕМОТАБЛИЦА
Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.


МНЕМОДОРОЖКАМНЕМОТАБЛИЦАОдним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

Слайд 7 В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические

фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие

Слайд 8В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются
предметные

картинки;
силуэтные изображения;
геометрические фигуры.


Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры. Наглядная

Слайд 9Приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к

данным видам деятельности

ПЕРЕСКАЗ
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ МЕТОДОМ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ФАНТАЗИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ
ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.

Приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данным видам деятельностиПЕРЕСКАЗ РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ

Слайд 10

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
принадлежность к родовидовому понятию;
величина;
цвет;
форма;
составляющие детали;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
как он используется (какую пользу приносит)?
за что нравится (не нравится)?

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ В развитии

Слайд 12Название. (яблоко, вишня и т.д.)
Обобщение (это овощ; это фрукт и т.д.)
Где

растёт? (в лесу на кустарниках, в лесу на деревьях, в саду на деревьях, в огороде на грядках, в лесу на полянках).
Цвет
Форма.
Размер.
Вкус (сладкий, кислый, горький и т.д.)
Что можно приготовить (яблочное варенье, жареные грибы, клубничный сок).
Название. (яблоко, вишня и т.д.)Обобщение (это овощ; это фрукт и т.д.)Где растёт? (в лесу на кустарниках, в

Слайд 13Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Слайд 14Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Слайд 15Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Слайд 16ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ
Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед

построением творческих связных рассказов. Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:
угадывание эпизода по демонстрации действия;
рассказывание по демонстрации действия взрослым;
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается логопедом;
логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;
и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Это умение

Слайд 17

ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.
Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.
Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:
пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.


ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО

Слайд 18"Скованные одной цепью"- логопедический материал Бардышевой Т.Ю.


Слайд 19Выводы:
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее

недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Выводы:Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и

Слайд 20Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Слайд 21Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Слайд 22Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Слайд 23Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Слайд 24Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть