Слайд 1Развитие связной речи детей 4-5 лет
Выполнила:
Ваисова Э.К.
Слайд 2«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное
развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».
Л.С.Выготский
Слайд 3Цель: создание условий для развития связной речи детей 4-5 лет
Задачи:
Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;
Формирование умений и навыков по составлению рассказов – описаний, пересказа с использованием карточек-схем, символов;
Обогащение словаря и грамматического строя речи детей в процессе работы с дневником исследования, речевыми играми и упражнениями.
Развитие мелкой моторики рук через различные виды игр, упражнений.
Слайд 4
Для успешного развития речи необходимы условия:
Предметно развивающая среда в группе;
Специальные
занятия по разделам развития речи;
Использование пальчиковой, артикуляционной гимнастики;
Использование схем, мнемотаблиц, дневника наблюдений при составлении рассказов, пересказе литературных произведений;
Работа в повседневной жизни.
Слайд 5Содержание предметно-развивающей речевой среды в группе ДОУ
Уголок дидактических речевых игр;
Уголки сюжетно-ролевых
игр;
Книжный уголок;
Театрализованный уголок;
Уголки для развития мелкой моторики рук;
Демонстрационный иллюстративный материал для занятий.
Слайд 6Пример карты-схемы для составления описательных рассказов
Слайд 7Использование дневника исследования
Наиболее эффективным и интересным способом составления рассказа – описания
о предметах, игрушках, овощах, фруктах стало использование дневника исследования. Дети знакомятся с символами, обозначающими характеристики предметов. В ходе разнообразных манипуляций с предметами выбирают нужные символы и наклеивают на лист дневника. В итоге получается полный рассказ-описание предмета.
Слайд 8Пример дневников исследования, составленных детьми
Слайд 9Символическая аналогия для пересказа сказок, рассказов
использование картинок в качестве опоры для
запоминания словесного материала, путем соотнесения каждого слова, небольшого эпизода из сказки, рассказа с рисунком, наиболее подходящим по смыслу
Слайд 10Символическая аналогия для пересказа сказок, рассказов
Использование символической аналогии при пересказе облегчает
и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Запоминая материал по картинкам, дети соотносят их со словом, как по признаку сходства, так и по контрасту, с фразами, эпизодами.
Слайд 11Составление рассказа по картине
Использование дидактических игр «У нас в гостях волшебник»,
«Подзорная труба», «Назови, что видишь?» и другие при рассматривании картин, помогают непринужденно и в игровой форме определить состав картины, установить связи и взаимодействия между основными объектами, сравнивать их между собой, побуждают детей к составлению рассказа из нескольких предложений.
Слайд 12Большое значение имеет развитие связной речи в повседневной жизни
Общение детей в
сюжетно-ролевых играх;
Совместные дидактические речевые игры;
Театрализованная деятельность;
Работа с художественной литературой в книжном уголке;
На прогулке (наблюдения, беседы);
В утреннее и вечернее время во время режимных процессов