Слайд 1«Развитие познавательного интереса детей через разные виды деятельности»
Подготовила: воспитатель Мурадова О.Н.
МКОУ
Бутырская ООШ детский сад «Светлячок»
Слайд 2"Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть
так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал".
В. А. Сухомлинский
Слайд 3Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих
способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию. Одной из стадий познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы.
Слайд 4Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
Вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
Использование
дидактических игр;
Применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Слайд 5Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность,
необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Слайд 6Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
Интеллектуальные – логические действия и
операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
Эмоциональные – переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
Регулятивные – волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
Творческие – воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
Развивать творческие способности детей, создавать для этого условия;
Укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
Развивать у детей чувство собственного достоинства.
Слайд 7Виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей:
игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.
Слайд 8В Предметной деятельности дети познают такие свойства как цвет, форму, характер
поверхности, вес, расположение в пространстве, температуру и др. Эта деятельность помогает детям решать задачу путем проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.
Из общения со взрослыми дети усваивают огромное количество необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых позволяют малышам применить знания и умения полученные ранее.
Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями обогащают сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного мышления, развивают мелкую мускулатуру.
Слайд 9Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают
представления детей о мире, выводят его за пределы непосредственно воспринимаемого.
Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наглядно-образного мышления.
Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях.
Слайд 10В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности
, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.
Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребенка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие игры с правилами в том числе, удовлетворяют не насыщаемую потребность в познании окружающего.
Слайд 11Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более
содержательной. Дети способны высказывать свое мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьезные вопросы, настаивать на чем-то.
Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы ее решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.
Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с героями книги.
Слайд 12Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять
больше свойств предметов, получать новые знания.
Конструирование, Изобразительная деятельность, Музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художественно-эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.
В рамках Двигательной деятельности, при всей специфичности этой образовательной области, мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.
Слайд 13Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается
как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
Слайд 14 Для развития познавательной активности и поддержания интереса в группе оборудовали
«Центр экспериментирования».
В центре имеется разнообразное оборудование:
Приборы-помощники;
Разнообразные сосуды;
Природный материал;
Камни и минералы;
Семена;
Утилизированный материал;
Измерительные приборы;
Прочие материалы.
Слайд 15Почему дети в опытах активны?
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он
настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Воспитанник быстрее идет на контакт со сверстниками, взрослыми, может сразу видеть и ощущать результат, в процессе исследовательской деятельности. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.
Слайд 16В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования,
где дети знакомятся с миром природы, с предметами, которые их окружают, и ставим простейшие опыты.
Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.
Слайд 17 - «Волшебное свойство воды». Дети познакомились с новым свойством воды
- растворимость и не растворимость в ней различных веществ.
Вывод: Вещество (соль, сахар) растворяются в воде, вода приобретает вкусовые качества(сладкая, соленая), а вещество (масло) – не растворилось, плавает кружочками или расплывается тонкой пленкой.
Волшебница-вода
Слайд 18- "Свойства соленой воды". Цель этого опыта познакомить детей со свойствами
соленой воды. Выяснить разницу между простой и соленой водой.
Вывод: Яйцо плавает в соленой воде, а в обычной яйцо тонет.
Слайд 19Эксперименты с песком
- "Песок или крупа". Дети рассматривают песок, затем
манную крупу. Делают выводы: определяют цвет (песок темный, манка светлая), свойство (песок мельче чем манная крупа), если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.
- В совместной деятельности на прогулке ставили проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему.
Слайд 20Воздух-невидимка
Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не
видим.
Слайд 21Опыты с магнитом
Дети на практике могут познакомиться со свойствами магнита.
Поддерживает интерес такое задание: достань скрепку из воды, не намочив рук.
Слайд 22Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке.
На прогулке мы рассматривали дерево.
И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребенку, взрослому.
Слайд 23Провели исследование со снегом, что снег в этот день был липким,
мокрым. И легко можно было лепить из него снеговика. А так же сделали вывод: что снег это замерзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить на ладошку, от тепла рук снег превращается в водичку.
Слайд 24Наряду с традиционными методами и приемами, используются инновационные технологии воспитания и
обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяются компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто слушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
Слайд 25Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из специфически детских видов
деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.