Слайд 1Развитие навыков чтения у детей с ОВЗ
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ
№6 г. Ноябрьск
Холявко О.И.
Слайд 2Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир
и самих себя.
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Специальные тренировочные упражнения:
1. Психологические упражнения.
2. Упражнения на развитие зоркости.
3. Артикуляционная гимнастика.
4.
Метод динамического чтения.
5. Упражнения на развитие антиципации (смысловой догадки).
6. Упражнения на развитие речи без повторов.
7. Упражнения на развитие осознанности чтения.
8. Упражнения для развития темпа (скорости) чтения.
Слайд 41.Психологические упражнения
1. Упражнение «Поза».
2. Упражнение «Расслабиться».
Слайд 52. Упражнения на развитие зоркости.
1. Какая буква, слог, слово лишние?
1)
а, о, у, р, ы.
2) ма, ра, са, ны, ла;
3)река, речка, ручка, ручей, ручеек.
2. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал- мял, мыл- мил.
Ток – так – тик – тук.
3. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка.
А-о-у-ы-и-э, а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э; аоуиэ, аиуоэ.
С-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба-жбэ.
Слайд 64. Работа с предложением.
Дал агроном черенки
И научил,
Как их в землю
вкопать,
Как поливать,
Как с крапивой бороться.
Лара сама мыла раму.
Лара
сама
мыла
раму.
Слайд 73. Артикуляционная гимнастика.
1. Чтение чистоговорок шепотом и медленно:
Да –
да – да – из трубы бежит вода.
До – до – до – на дереве гнездо.
Ду – ду- ду – с мамой я домой иду.
2. Чтение тихо и умеренно:
Арка – арца; арта – арда; арла – арба, арфа – арва.
3. Чтение громко и уверенно:
Моль- соль – толь- боль.
4. Игры на звукоподражание:
На птичьем дворе
Наша уточка с утра…….. кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда ….. га, га, га!
Слайд 8 5. Скороговорки на проговаривание согласных звуков.
Коси, коса, пока роса.
На реке поймали
рака, из – за рака вышла драка.
6. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
Алёшка Ульяне сигнал подаёт, Ульяна услышит – Алёшу найдёт.
Слайд 94. Метод динамического чтения.
1.Упражнения для развития «поля зрения» по таблицам.
Слайд 112. Упражнения с фиксацией зрения на средней линии.
м 1 а
м 2 о
м 3 у
м 4 и
м 5 е
м 6 ы
______________________________________
45 мм
Слайд 12 Конь ки
Лыж ня
Снего вик
Холо дит
Слайд 135.Упражнения на развитие антиципации
(смысловой догадки).
1.Закончи пословицы:
Век живи, _______
____________ .
Готовь сани летом, ____ __________ _________.
2.Восстанови слово.
МА . . НА (Машина, Марина, малина)
К .. А (коса, коза, кора, каша, кожа, Кеша )
3.Чтение предложений текста с пропущенными словами.
Завтра у нас будет _____________ .
Папа забивает _________________.
В поле растут _________________.
Слайд 146.Упражнения на развитие чтения без повторов.
1. Чтение с закладкой.
2.Чтение слов,
записанных разновеликим шрифтом.
ПыЛесос СнЕгиРи
МЕвеДь КАниКУЛы
ПОсуДА АВТобуС
3.Постоянное наращивание слова:
ДОМ
ДОМИК
ДОМИШКО
Слайд 154. «Карточки-горки»
УЖ
НОС
РАМА
КОШКА
СОБАКА
РОМАШКА
КАРУСЕЛЬ
КРЫЖОВНИК
Слайд 165. Работа по таблицам, включающим в себя слоги таких структур (согласный,
гласный).
Слайд 176. «Словесные лабиринты»
при маг
р аз
ода ин
В
П А
О К
Л З
Е Ё
В Р
Ы Е
Р Б
О А
С Л
Слайд 187.Упражнения на развитие осознанности чтения.
1. Назови одним словом .
Чиж, грач,
синица, сова, ласточка - ……………
Ножницы, молоток, пила, грабли - ……………..
2. Раздели слова на группы:
А) Заяц, горох, ёжик, медведь, капуста, волк, огурец.
Б) Корова, шкаф, стул, коза, диван, овца, стол.
3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
4. Поиск в тексте заданных слов.
5. Найди нужную строку в тексте.
Слайд 198. Упражнения для развития темпа (скорости) чтения.
Чтение «Канон».
2. Чтение
«Спринт».
3. Чтение «Разведка».
4. "Жужжащее" чтение.
5. Чтение с простукиванием ритма.
6. Найди в тексте слова на какую-либо букву.
7. Чтение за учителем.
Слайд 20Зрительные диктанты ( по И.Т. Федоренко)
Диктант 1