Слайд 1Развитие межполушарного взаимодействия у младших школьников.
учитель начальных классов
Ковалева Ю.А.
Слайд 2«Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное — шевелить мозгами»
Б.
Акунин
Общим известным фактом является то, что кора головного мозга разделяется на два полушария: левое и правое, которые связывает между собой мозолистое тело.
Слайд 3Память, речь, мышление, внимание, творческие процессы связаны с большими полушариями мозга.
Слайд 5Полушария головного мозга имеют разную функциональную специализацию.
Для обеспечения гармонизации
мыслительной деятельности ребенка необходима система развития межполушарных связей. Для развития правого и левого полушарий можно использовать комплексы кинезиологических упражнений.
Слайд 6Кинезиология (др.-греч. (др.-греч. κίνησις «движение» + λόγος «знание»)
Кинезиология — наука о развитии
головного мозга через движение.
возникло в 60-е годы 20 века
родоначальник исследователь Джордж Гудхарт.
Целью является развитие межполушарного взаимодействия, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, речевой активности.
Слайд 7
Сиротюк А.Л. в своей книге “Коррекция развития
интеллекта дошкольников” приводит комплексы упраженений на развитие межполушарного взаимодействия.
Я использую некоторые из этих комплексов упражнений в начальной школе. Сначала у ребят не получалось, но повторяя упражнения систематически, мы постепенно переходим от простого к сложному.
Мои ученики с удовольствием вовлекаются в процесс.
Слайд 81. Колечко.
С ребятами мы начали с не очень сложного,
на мой взгляд, упражнения Колечко. Необходимо поочередно перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. пробуем сначало одной рукой, а затем выполняется двумя руками, увеличивая скорость.
Слайд 92. Кулак—ребро—ладонь.
Более сложное упражнение для детей Кулак
– ребро – ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Дети первый раз смотрят, затем вовлекаются в игру, пробуют сами. Через 10 повторений дети научились выполнять самостоятельно. Усложняем, выполняя двумя руками одновременно.
Слайд 10
Зеркальное рисование.
Это упражнение увлекло моих ребят, и они на переменках,
воодушевленно стали рисовать.
Они кладут на стол чистый лист бумаги. Берут в обе руки по карандашу или фломастеру. Начинают рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. В книге Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников, сказано, что при выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
И действительно, ребята подтвердили, что глаза и руки отдыхают.
Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Это упражнение вызывает очень много смеха, потому что у многих в начале руки попадают не туда, и они хватают себя за глаз или рот. Психологическая разрядка для детей: отдыхают, смеются, но стараются выполнить все правильно.
Слайд 11 6. Змейка.
Очень сложно для ребят было научиться правильно выполнять
это упражнение. Приходилось, самой брать ручки некоторых ребят, и сцеплять правильно. Но выполняют его дети с большим интересом.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская дополнительных движений. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Слайд 12Комплекс упражнений 2.
Выполняем упражнения на координирование движение:
Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные
координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Во время выполнения упражнений, когда вижу, что у ребят все получается, начинаю услажнять: называю одну руку(руку правую вперед), а сама показываю левую, сначала путаются, но потом не попадаются на удочку.
Слайд 13Гимнастика для глаз.
Во время работы, выполняем гимнастику для глаз.
Рисуем квадрат, круг
глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема.
Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
Слайд 14Групповая гимнастика
Дети выходят на середину класса, мы выходим в фае.
«Сегодня
мы выполняем необычную гимнастику. Каждый из вас может хорошо управлять своим телом. Начали!»
Слайд 15Разминка в круге.
Дети выполняют движения, стоя в круге:
Становимся проснувшимися котятами –
потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки, поднимаем ручки вверх и через стороны опускаем их.
А сейчас вы крадущиеся в джунглях тигрята – идем на носочках бесшумно, осторожно.
Догоняем свой хвостик, покрутитесь вокруг себя.
Попрыгаем, как зайцы, чтобы стать ловкими и сильными: выполняются легкие прыжки, руки согнуты в локтях, кисти рук свободно опущены.
Слайд 16
Сейчас мы пчелы – зажужжали, расправим крылья и полетаем: выполняется бег
по кругу, руки разведены в стороны. Во время бега можно менять направление(лево-право, внутрь -наружу, использовать ориентиры).
Превратились обратно в ребят, пробираемся сквозь чащу – дети маршируют с высоким подниманием колен и размашистыми движениями рук.
«Отдыхаем» – дети стоят без движений, взявшись за руки, глаза закрыты.
Слайд 17Повторялки.
Учитель выполняет простые движения, например хлопает в ладоши, по коленям,
топает ногой, кивает головой и др. Дети повторяют все движения вслед за ним, стараясь как можно скорее отреагировать на смену движений.
Мы часто делаем под музыку в виде танца.
После подвижных упражнений, обязательно восстановите дыхание.
Слайд 18Обратите внимание:
Упражнения стоит проводить вначале работы, если потом предстоит интенсивная умственная
нагрузка.
Обязательно положительно оценивать детей и передавать им положительные эмоции.
Продолжительность занятий — 10 – 15 мин.
Периодичность — ежедневно. Время занятий — утро, день.
Слайд 19Используемая литература.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.
200
упражнений для развития общей и мелкой моторики Вера Солнцева; Татьяна Белова;(http://www.tinlib.ru/zdorove/200_uprazhnenii_dlja_razvitija_obshei_i_melkoi_motoriki)
http://blgy.ru/biology
https://studme.org/htm/img/14/1706/48.png
http://topmozg.ru/images/stories/levoe.jpg
https://ru.wikipedia.org