Слайд 1Развитие
моторики в младшем школьном возрасте.
Слайд 2 Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться
без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Слайд 3 Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря
контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.
Слайд 4 Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием
речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Слайд 5
Значение развития мелкой моторики
Повышает тонус коры головного мозга.
Развивает речевые центры коры
головного мозга.
Стимулирует развитие речи ребенка.
Согласовывает работу понятийного и
двигательного центров речи.
Способствует улучшению артикуляционной
моторики.
Развивает чувство ритма и координацию
движений.
Подготавливает руку к письму.
Поднимает настроение ребенка.
Слайд 6Средства развития мелкой моторики
Пластилин
Бумага
Крупа, бусы, пуговицы
Природный материал
Нитки, тесьма, веревки, шнурки,
ткани
Куклы
Песок
Вода
Карандаши, счетные палочки
Слайд 7Игры с пластилином
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с
пользой для общего развития ребенка.
Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.
Слайд 9Игры с бумагой
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры
и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Слайд 11Игры со счетными палочками
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные
палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.
Слайд 14Игры с пуговицами
Пуговичный массаж:
Заполните просторную коробку пуговицами.
Опустите руки в коробку;
Поводите ладонями
по поверхности;
Перетирайте пуговицы между ладонями;
Пересыпайте их из ладошки в ладошку;
Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Слайд 15Игры с крупами
Прячем ручки
Пересыпаем крупу
Дождь, град
Покормим птичек
Разложи по тарелочкам
Вкусная кашка
Найди игрушку
Игра
«Золушка»
«Отгадай, какая крупа в мешочке»
«Сухой бассейн» из гороха и фасоли
Слайд 16Игры с природным материалом
Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие
композиции. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Слайд 17Рисование
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не
обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Слайд 18Игры с песком
- Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок?
Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.
- Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.
- Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.
- Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
Слайд 19Шитье, вязание, плетение, застежки
Слайд 20Игры с веревочкой
Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с
веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.
Слайд 21Куклы
Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие
их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.
Слайд 22 Массаж кистей рук и пальцев
Массаж является одним из видов пассивной
гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:
массаж тыльной стороны кистей рук
массаж ладони
массаж пальцев рук
Слайд 23Массажеры
Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя,
между ладонями, по тыльной стороне кисти.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Слайд 24Пальчиковая гимнастика
Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие
вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.
1 группа. Упражнения для кистей рук
2 группа. Упражнения условно статические
3 группа. Упражнения для пальцев динамические
Слайд 25Народные пальчиковые игры
С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном
возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Перепелочка», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и другие.
Слайд 26Народные пальчиковые игры
Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они
позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов.
Слайд 27Заключение
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям
овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
лучше адаптироваться в практической жизни,
научиться понимать многие явления окружающего мира.
Слайд 28Спасибо за внимание!
“Источники способностей и
дарований детей – на кончиках
их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли”
В.А. Сухомлинский