Презентация, доклад на тему Развитие любознательности детей посредством экспериментальной деятельности

Содержание

"Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать". П. П. Блонский.«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком

Слайд 1«Развитие любознательности детей посредством экспериментальной деятельности»
Выполнила
Воспитатель :
МОУ Одоевская СОШ (дошкольная

группа)
Ван О.Н.
«Развитие любознательности детей посредством экспериментальной деятельности»ВыполнилаВоспитатель : МОУ Одоевская СОШ (дошкольная группа)Ван О.Н.

Слайд 2 "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она

рассуждать".
П. П. Блонский.

«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
К.Е. Тимирязев


Слайд 3 сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому

типу мышления

Цель познавательно-исследовательской деятельности в дошкольной группе

сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышленияЦель  познавательно-исследовательской деятельности в

Слайд 4 экспериментирование;
исследование;
коллекционирование;
проектирование.

ФГОС Образовательная область «Познавательно- исследовательская» Формы

развития:
экспериментирование;   исследование; коллекционирование; проектирование. ФГОС Образовательная область  «Познавательно- исследовательская» Формы развития:

Слайд 5 «Любознательный, активный»
…интересуется новым,

неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе

ФГОС Интегративное качество

«Любознательный, активный» …интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов

Слайд 7Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное

и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как

Слайд 8
Основные характеристики детского экспериментирования:
1. Детское экспериментирование — особая

форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение:
 новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования),
на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Основные характеристики детского экспериментирования: 1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее

Слайд 9с опорой на непосредственный опыт ребенка;
расширение опыта в ходе поисковой, исследовательской

деятельности;
активного освоения мира;
детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности;
создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Обучение в рамках исследовательского подхода:

с опорой на непосредственный опыт ребенка;расширение опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности;активного освоения мира; детям не сообщают

Слайд 10
Роль педагога в

повышении активности ребенка
в познавательно-исследовательской деятельности:

1. Стимулирует интерес

2.Стимулирует исследовательское поведение ребенка

3.Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата

4. Помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений

5.Использует приемы РТВ

Роль педагога в повышении активности ребенка

Слайд 11Эксперимент с водой

Эксперимент с водой

Слайд 12 1.Видеть проблемы — интегративное свойство мышления, которое развивается в

течение длительного времени в разных видах деятельности.
2. Выдвигать гипотезы, строить предположения.
3.Задавать вопросы.
4.Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.
5.Классифицировать.
6.Наблюдать.
7. Делать выводы и умозаключения.

У воспитанников дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать умения:

1.Видеть проблемы — интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах

Слайд 13Последовательность детского экспериментирования:
Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования
Прогнозирование результата; проверка предположения; проблемная

ситуация; уточнение правил безопасности; наблюдение результатов эксперимента; распределение воспитанников на подгруппы; фиксирование результатов эксперимента; выполнение эксперимента; формулировка выводов
Последовательность детского экспериментирования:Задание: выстроить последовательность детского экспериментированияПрогнозирование результата; проверка предположения; проблемная ситуация; уточнение правил безопасности; наблюдение результатов

Слайд 14 Последовательность детского экспериментирования:
1.Постановка

исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.


2. Прогнозирование результата (старший возраст)


3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования


4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст)



5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого)


6. Наблюдение результатов эксперимента

7. Фиксирование результатов эксперимента



8. Формулировка выводов


Последовательность детского экспериментирования:1.Постановка исследовательской задачи в виде того или

Слайд 15Особенности организации  работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах

Особенности организации  работы  с воспитанниками по экспериментированию в разных  возрастных группах

Слайд 161 младшая группа

Развитие наглядно- действенного мышления.
Дети самостоятельно экспериментируют с предметами,

их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.
Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
Выполняют простейшие поручения.
Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»
1 младшая группаРазвитие наглядно- действенного мышления. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.Кратковременные

Слайд 172 младшая группа
Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи.
Возникает вопрос

«Почему?», пытаются отвечать сами.
Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.
2 младшая группаСпособны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на

Слайд 18 Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых

для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи: 1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»); 2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»); 3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); 4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);
Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития

Слайд 19В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства,

явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма,

Слайд 20Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.
Визуальный контроль взрослых необходим в

целях безопасности и поощрения воспитанников.
Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.
Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.

Средняя группа

Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные. Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников. Начинают

Слайд 21Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.
Даются задания по прогнозированию

результатов.
Опыты проводятся поэтапно.
Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы. 
Вводятся длительные эксперименты.
Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.

Старшая группа

Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.Даются задания по прогнозированию результатов. Опыты проводятся поэтапно. Фиксируют свои

Слайд 22Проведение экспериментов – норма жизни.
Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют

их истину, умеют от нее отказаться.
Воспитанники проявляют инициативу.
Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений.
Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.

Подготовительная группа

Проведение экспериментов – норма жизни. Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться.

Слайд 23Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:
1. О

материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). 4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5. Об эталоне «1 минута». 6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений: 1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань,

Слайд 24Эксперимент с песком

Эксперимент с песком

Слайд 25 Задачи

познавательно-исследовательской деятельности:
Младший дошкольный возраст:
способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию
(ведущая роль педагога);
активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию
объекта;
формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности
(практические опыты).
Старший дошкольный возраст:
формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
формировать умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать
выводы.










Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

Слайд 26Эксперименты с бумагой

Эксперименты с бумагой

Слайд 27Главные достоинства экспериментирования в дошкольной группе: - воспитанники получают реальные представления о

различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
-активно развивается речь ребенка; -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; -формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность
преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
формируются трудовые навыки;
укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Главные достоинства экспериментирования в дошкольной группе: - воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о

Слайд 28





Спасибо за внимание к экспериментальной деятельности! Творческих успехов!

Спасибо за внимание к экспериментальной деятельности! Творческих успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть