Презентация, доклад на тему Развитие исследовательских умений у младших школьников

Содержание

“Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто“ А. Сент-Дьердьи

Слайд 1
МАОУ СОШ №67 г.Томска


Развитие исследовательских умений у младших школьников



Казак Н.А.,


учитель начальных классов






МАОУ СОШ №67 г.Томска  Развитие исследовательских умений у младших школьниковКазак Н.А., учитель начальных классов

Слайд 2“Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так,

как не думал никто“

А. Сент-Дьердьи
“Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так,

Слайд 3

Исследования по данной проблеме


Сократ – автор метода, названного
впоследствии «сократической беседой».


Аналогический метод современного обучения –
эвристическая беседа.

проблемное обучение
И.Я. Лернера

развивающее обучение В.В.Давыдова,
Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова

Что означает термин «Исследование?»
Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний.
Как отмечает в своих работах А.И. Савенков : «Исследование –
бескорыстный поиск истины».

50-80 гг)

(Ожегов)

Исследования по данной проблемеСократ – автор метода, названного впоследствии «сократической беседой». Аналогический метод современного обучения – эвристическая

Слайд 4Восприятие и освоение учебного материала обучающимися
Наглядно-образное мышление
Произвольное внимание
изучение существенных

признаков предметов и явлений;
овладение их существенными
свойствами;
овладение законами их
возникновения и развития



- формирование умения ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый;
формирование умения ставить цели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение





Исследовательская деятельность основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, умение формулировать и задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение делать выводы и умозаключения, умение доказывать и защищать свои идеи, умение самостоятельно действовать на этапах исследования , давать определения понятиям. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Восприятие и освоение учебного материала обучающимися Наглядно-образное мышлениеПроизвольное внимание изучение существенных признаков предметов и явлений; овладение их

Слайд 5 Проблемно-диалогическая (в основе лежит проблемный диалог побуждающего или подводящего типа)

Технология продуктивного чтения (этапы работы с текстом)
Технология оценивания
Здоровьесберегающие
Информационно-коммуникативные
Игровые

.

урок (комбинированный, сообщения новых знаний, формирования и закрепления умений и навыков, обобщающий);
урок – исследования,
урок – игра,
урок – экскурсия,
урок –путешествие и др.

фронтальная

групповая

парная

индивидуальная



Технологии организации деятельности

Формы организации учебного процесса:


Проблемно-диалогическая (в основе лежит проблемный диалог побуждающего или подводящего типа) Технология продуктивного чтения (этапы работы с

Слайд 6Основные этапы:
1.Выделение и постановка проблемы (актуальность исследования)
2. Выработка гипотез
3.Поиск путей решения

(обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов)
4.Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация)
5. Представление результатов исследовательской деятельности

Основные этапы:1.Выделение и постановка проблемы (актуальность исследования)2. Выработка гипотез3.Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов)4.Формулирование

Слайд 7
Ученик…
Определяет цель деятельности
Открывает новые знания
Экспериментирует
Выбирает пути решения
Активен
Субъект обучения
Несёт ответственность за свою

деятельность.
Учитель…
Помогает определять …
Рекомендует источники информации
Раскрывает возможные формы работы
Содействует прогнозированию результатов
Создаёт условия для активности школьника
Партнёр ученика
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
 

Ученик…Определяет цель деятельностиОткрывает новые знанияЭкспериментируетВыбирает пути решенияАктивенСубъект обученияНесёт ответственность за свою деятельность.Учитель…Помогает определять …Рекомендует источники информацииРаскрывает возможные

Слайд 8Методы формирования исследовательских умений
метод вживания;
метод эвристических вопросов: семь ключевых вопросов: кто?

что? зачем? где? чем? как? когда?
метод сравнения;
метод эвристического наблюдения;
метод эвристического исследования по плану: цели исследования – факты об объекте – опыты – новые факты – возникшие вопросы и проблемы – гипотезы – рефлексивные суждения – результаты;
метод конструирования понятия;
метод «Если бы…»;
методы, формирующие умения классифицировать.

Методы формирования исследовательских уменийметод вживания;метод эвристических вопросов: семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?метод

Слайд 9Умение видеть проблемы
1. «Посмотри на мир чужими глазами»
а)

Как ты отнесешься к появлению первого снега.
б) Представь, что ты водитель грузовика.
Как ты отнесешься к появлению первого снега?
в) Представь, что ты щенок.
Как ты отнесешься к появлению первого снега?

2. «Составь рассказ, используя данную концовку»

3. «Составь рассказ от имени другого персонажа»
Напиши расказ об одном дне воображаемой жизни, если ты игрушка, писменный стол, дерево или лётчик…

Умение видеть проблемы1. «Посмотри на мир чужими глазами»   а) Как ты отнесешься к появлению первого

Слайд 10
Умение наблюдать
съехал

вьюга
отъехал колья
въехал ульи
подъехал варенье
Умение выдвигать гипотезы

Умение давать определения
понятиям

1. Составьте пары по схеме:
видовое понятие – родовое понятие
береза, ягода, щука, дерево, ландыш, рыба, малина, птица, ворона, цветок.

Умение наблюдать    съехал

Слайд 11Умение давать определения
понятиям
2. Определите общее понятие:
- к.ртофель,

к.пуста, п.мидор, .гурец, р.дис;
- скв.рец, с.л.вей, в.р.на, с.рока, в.р.бей;
- м.дведь, за.ц, л.сица, .безьяна, к.бан;
- к.рась; п.скарь, щ.ка, пл.тва, .кула.
3. По данным определениям запишите понятия:
- сосна – хвойное дерево с длинными иголками;
-……. – время года после осени;
-……. – дом для птиц на дереве;
- ……. – человек, который учится в школе;
- ……. – верхняя часть горы.

Умение давать определения   понятиям 2. Определите общее понятие:- к.ртофель, к.пуста, п.мидор, .гурец, р.дис;- скв.рец, с.л.вей,

Слайд 12Умение задавать вопросы
Игра
«Да – нет»








Вопросы могут содержать ошибочный вариант - существительные обозначают признак предмета? (нет)
- существительные обозначают предмет? (да)
- существительные изменяются по родам? (нет)
- существительные изменяются по числам? (да)
- у существительных 5 падежей? (нет)
- у существительных 6 падежей? (да)

Умение задавать вопросы   Игра «Да – нет»  Вопросы могут содержать ошибочный вариант

Слайд 13Заключение
Развитие исследовательских умений в УВП:
способствует формированию у детей интереса к изучаемому

материалу,
позволяет существенно расширить рамки изучаемого предмета из других областей: истории, биологии, химии, художественной литературы;
объединяет детей и родителей в активной поисковой деятельности;
способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени.
ЗаключениеРазвитие исследовательских умений в УВП:способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого

Слайд 14Основным принципом являются строки:
«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай

мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!»
Основным принципом  являются строки: «Если хочешь научить меня чему-то,Позволь мне идти медленно…Дай мне приглядеться…Потрогать и подержать

Слайд 15Спасибо за внимание, до новых встреч!

Спасибо за внимание, до новых встреч!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть