Слайд 1ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа
г. Бодайбо»
Тема: «Развитие фонематического слуха посредством игровых
упражнений в 1 классе» учитель Л.М. Филиппова
Слайд 2
«Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие – залог успешного овладения навыком
чтения и письма»
Д.Б. Эльконин
Слайд 3 Цель: создать условия для развития фонематического восприятия детей
Слайд 4
Задачи:
формировать и совершенствовать звуковую культуру речи;
активизировать и обогащать словарный запас детей.
Слайд 5Принципы
Систематичность в процессе проведения дидактических игр
Соответствие игрового материала возрастным и
индивидуально-психологическим особенностям детей
Индивидуальный подход к ребенку
Последовательность и постепенность усложнения материала от простого к более сложному
Слайд 6 Развитие фонематического слуха у детей.
Формирование у детей лексически богатой, грамматически
правильной и фонетически четкой речи - одна из задач обучения ребенка языку.
Развитие фонематических процессов влияет на становление всей речи.
Работу по развитию фонематического слуха надо начинать с неречевых психических функций. Необходимо вести по нескольким направлениям. Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, все виды памяти, совершенствовать пространственно-временные ориентировки, психомоторные функции и конструктивный праксис.
Слайд 7I.Слуховое внимание.
1),,Скажи, что ты слышишь?”Дети закрывают глаза и слушают. Они определяют,
какие звуки слышат.
2),,Кто , что слышит?” За ширмой взрослый стучит молотком, шуршит бумагой и т. д. Дети называют , что они слышали.
3),,На каком музыкальном инструменте играла?” взрослый за ширмой играет на одном из музыкальных инструментов, дети определяют и называют на каком.
4),,Тихо - громко”. Взрослый стучит молоточком или играет на бубне. Дети, если звуки стучат тихо, идут на носочках, громко - шагом, совсем громко - бегут.
5) Улавливаем шепот. Взрослый дает задание шепотом. Дети выполняют.
6),,Отхлопай так же.” Взрослый отхлопывает ритм. Дети повторяют.
7) Предлагаются еще игры на слуховое внимание. ,,Летает не летает?”, ,,Кто позвал?” и т.д.
Слайд 8II.Оптико-пространственные представления. Уточняются представления о цвете , форме, величине предмета. ,,Найди
такую же фигуру.” Разложи по размеру .Узнавание предмета по контуру в зашумленном изображении, с недостающими деталями.
Слайд 9III.зрительные представления, память, внимание. ,,Кто больше запомнит., ,,Зеркало, ,,Смотри и исполняй,
и т. д.
IV.Ориентировка в пространстве.
1)Определение нахождения предметов по отношению к себе. Что спереди, сзади, вверху, слева, справа.
2) Определение положения предметов между собой. Уточнение пространственного положения фигур на плоскости.
3) Определение сходства и различия предметов.
Слайд 10V.Фонематический слух и его развитие.
1) Выделение звука из цепочки звуков.
2) Выделение
звука на фоне слога
3) Выделение первого ударного гласного в слове.
4) Выделение первого согласного в слове.
5)Выделение гласного, согласного в конце слова.
6) Определение места звука в слове.
Слайд 11VI. Сложные формы звукового анализа.
1) Определение гласного и согласного звука.
2) Определение
последовательности звуков в слове.
3) Определение количества звуков в слове.
4) Определение места звука относительно других звуков.
VII. Знакомство с предложением.
1)Основные признаки предложения, чем оно отличается от простого набора слов.
2) Определение последовательности слов в предложении.
Слайд 12Для более легкого усвоения предлагаются различные игровые формы.
Материал следует подавать от
простого к сложному. Применение различных схем и символов повышает эффективность работы.
Предлагаются следующие игры.
Слайд 13 Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение
неречевых звуков.
Игры и задания, направленные на различение высоты,
силы и тембра голоса.
Игры, задания и упражнения, направленные на анализ, восприятие и различение речевых звуков.
Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу; различение слогов; различение фонем.
Игры, задания и упражнения направленные на развитие фонематического восприятия и анализа отдельных звуков.
Игры, задания и упражнения направленные на развитие фонематического синтеза.
Слайд 14Слова – паронимы
Игра «Покажи, кто где»
Слайд 16Слова-паронимы
игра «Чем отличаются слова?»
Слайд 18Игра «Назови самые короткие слова»
Слайд 19Игра «Какое самое длинное слово?»
Слайд 20Игра «Подпиши картинки. Назови последний звук!
Слайд 21Выдели из каждого слова третий звук и составь слово
Слайд 23Игра «Составь слово из первых звуков данных учителем слов»
Слайд 24Из слова «машина» составить другие слова.
Слайд 25Найти в тексте слова к данной схеме.
Слайд 26Игра «Составь предложение или рассказ с данным предметом»
Слайд 27Игра «Улов на звук (Г, Н. М и т.д.)
Слайд 28Отбей мячом количество слогов в слове
Слайд 29Игра «Поймай слово из 1слога, 2слогов, 3 слогов»
Слайд 30Составь предложение и повтори предложение соседа.
Слайд 31Игра «Подбери слово на заданный звук»
Слайд 34Игра «Подбери предложение к схеме»
Слайд 35Использование многообразия дидактических игр и приемов, включает в работу различные анализаторы.
Учет
психологических особенностей детей школьного возраста, общедидактических принципов, использование разнообразных игр и приемов в сочетании с многократностью и вариабельностью позволяет достичь эффективности в коррекции фонетико-фонематического строя у детей с общим недоразвитием речи и успешному обучению их чтению и письму.