Слайд 1Работа классного руководителя
и школы с семьями, оказавшимися в сложной социальной
обстановке
Слайд 2Семья - основной и наиболее уязвимый социальный институт.
Воздействие на
семью- это одна
из форм связей отношений, включающих взаимодействие со всеми членами семьи.
Слайд 3
Семьи с трудным материальным положением, не имеющие постоянного дохода, в следствии
чего ребенок чувствует себя ущемленно, психологическое состояние ребенка ухудшается с каждым годом взросления, дети начинают брать чужие вещи без спроса, лгать, выводить на конфликт ровесников, чтобы показать свою силу и добавить страха к своей личности
Слайд 4Методы работы с родителями:
Беседа ( приглашение в школу)
Телефонное консультирование
Родительские собрания
Патронаж семьи
Слайд 5Наиболее эффективной формой является патронаж семьи.
«патронаж» представляет собой посещение семьи на
дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывает незамедлительную помощь.
Слайд 6Посещение семьи должно осуществляться по следующим принципам:
принципа самоопределения семьи;
доброжелательности принятия помощи;
конфиденциальности.
Слайд 7Посещение семьи может осуществляться со следующим целями:
диагностические – ознакомление с условиями
жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
контрольные – оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций;
адаптационно-реабилитационные – оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Слайд 8Надо иметь в виду, что эти семьи могут проявлять следующие формы
защитного поведения в отношении к посещающим:
Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдают договоренности о ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях.
Избегание: часто меняют место жительства; не открывают двери представителям школы, ожидая их прихода, запирают двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатление пустого дома.
Неучастие: во время посещения семьи классным руководителем занимаются посторонними делами; во время беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке.
Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членами семьи в присутствии педагога; обвиняют школу в том, что происходит в семье, или в том, что она вмешивается в их жизнь.
Слайд 9Основная задача первых встреч – знакомство и установление ровных отношений, позволяющих
продолжить взаимодействие.
Нужно показать родителям, что визит педагога - в интересах ребенка для оказания помощи и поддержки.
Первые шаги педагога в работе с семьей направлены на осознание существующих проблем.
Слайд 10Памятка по работе с семьями, оказавшимися в сложной социальной обстановке:
Четко определить
для себя цель посещения данной семьи.
Не даю окончательных готовых рецептов и рекомендаций.
Не поучаю родителей, мы вместе ищем возможные пути преодоления трудностей.
Даю понять семье, что сочувствую ей, верю в нее, несмотря на оплошности родителей.
Слайд 11Поощряю успехи родителей в воспитании ребенка.
Оказываю помощь в установлении контактов семьи
с окружающими.
Соблюдаю этику поведения во время посещения семьи, чтобы показать родителям, что визит не принесет вред ребенку.
Слайд 12Провожу регулярно встречи с родителями, используя различные формы беседы
(«введение в
ситуацию», «свободная», «диагностическая» и др.)
Оказываем вместе с другими родителями социальную поддержку в конкретных трудных жизненных ситуациях.