Слайд 1Психолого-педагогические условия развития
познавательной мотивации у дошкольников
Подготовил старший
воспитатель
Шароватова А.И.
Слайд 2 Актуальность вопроса: формирование познавательной мотивации
у детей дошкольного возраста является актуальным педагогическим вопросом, так как именно мотивация, по утверждению ученых, является побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков. Она содействует накоплению жизненного опыта, обогащению интеллекта.
Слайд 3
Цель исследования: теоретически обосновать условия, обеспечивающие формирование познавательной
мотивации в процессе психического развития у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования познавательной мотивации у детей.
Предмет исследования: условия формирования познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
- Рассмотреть особенности формирования познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.
- Выявить уровень сформированности познавательной мотивации у детей.
- Определить условия формирования познавательной мотивации в процессе психического развития старших дошкольников.
Слайд 4 Методы исследования:
Теоретические: изучение, теоретический анализ и обобщение
литературы по проблеме исследования.
Практические: диагностика, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
- познавательные игры;
- педагогический эксперимент;
- проблемная ситуация;
- познавательная задача.
Слайд 5 Положения, выносимые на защиту:
1.
С целью повышения уровня сформированности познавательной мотивации у старших дошкольников выявлены эффективные условия ее формирования в процессе обучения и воспитания такие, как, индивидуальный подход к детям, внимательное отношение к детским вопросам, использование таких фактов, сравнений, наглядных примеров, которые бы поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску, умение воспитателя руководить деятельностью детей, а также постоянная занятость ребенка посредством специально организуемых для всей группы занятий, коллективных игр, экскурсий, наблюдений и вне их.
2. Анализ уровня сформированности детей в процессе исследования показал, что знания детей носят стихийный характер. У детей отсутствует система знаний и представлений. Для эффективного осуществления деятельности воспитателям для развития познавательной мотивации у дошкольников необходимо соблюдать определенные условия:
- обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;
- удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
- удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
- развитие у родителей эмоционального принятия ребенка;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;
- создание ситуаций успеха в рамках деятельности.
3. Организованные определенным образом занятия позволяют сформировать высокий уровень познавательной мотивации дошкольников.
Слайд 7Многосторонность
Глубина
Устойчивость
Динамичность
Действенность
Слайд 8
Эмоциональное благополучие ребенка
Слайд 9Условия формирования познавательной мотивации
- индивидуальный подход к детям
- внимательное отношение
к детским вопросам
- использование таких фактов, сравнений, наглядных примеров, которые бы поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску
- умение воспитателя руководить деятельностью детей
- также постоянная занятость ребенка посредством специально организуемых для всей группы занятий, коллективных игр, экскурсий, наблюдений и вне их.
Слайд 10
Рекомендации воспитателям по развитию познавательной
мотивации у дошкольников:
- использование в процессе НОД и в повседневной деятельности детей проблемные вопросы, ситуации, организовывать исследовательскую деятельность детей;
- выстраивать содержательно – эмоциональное взаимодействие с ребенком;
- производить выбор методических приемов, охватывающих различные виды познавательной деятельности, соответствующих возрастным особенностям и возможностям старших дошкольников;
- создавать разные коммуникативные ситуации;
- обучать родителей способам и
методическим приемам взаимодействия
с детьми, способствующим становлению
познавательной мотивации в семье.
Слайд 11Список использованной литературы
1.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.:2006. – 261
с.
2.Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. – С. 54 – 57.
3.Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры // Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского. – Москва – Бирск, 2004. – С. 80 – 89.
4.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пос. для студ. выш. пед. учеб. зав./ Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др.; Под ред. Л. Г. Нисканен. – М.:Академия, 2002. – 208 с.
5. Казанская, В. Г. Педагогическая психология: Учебное пособие/ В. Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2003. – 366 с.
6.Леонтьев, А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2007. –180 с.
7.Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. Воспитание» / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова // Под ред. П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение,2001. -139 с.
8. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.:Фолио, 2000.-268 с.
Электронный ресурс http://sh33.oskoluno.ru/docs/pervoklass/rekvospit.pdf