Презентация, доклад на тему Психолого-педагогическая диагностика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (УО)

Содержание

Под общим названием «умственно отсталые обычно имеют в виду тех детей, которые отстают в развитии от среднего уровня. В процессе школьного обучения обнаруживается неспособность идти нога в ногу с остальной детской массой».

Слайд 1Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Алтайский

государственный педагогический университет»

«Психолого-педагогическая
диагностика детей
с нарушением интеллекта (УО)»

Выполнила:
студентка 1 курса з2851 группы
Войнова Анастасия Игоревна

Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Алтайский государственный педагогический университет»«Психолого-педагогическая диагностика детейс нарушением

Слайд 2Под общим названием «умственно отсталые обычно имеют в виду тех детей,

которые отстают в развитии от среднего уровня. В процессе школьного обучения обнаруживается неспособность идти нога в ногу с остальной детской массой».
Под общим названием «умственно отсталые обычно имеют в виду тех детей, которые отстают в развитии от среднего

Слайд 3НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
(умственная отсталость)
Понятие умственная отсталость в отечественной специальной психологии понимается

как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).
Понятие умственная отсталость включает в себя такие формы нарушений как олигофрения и деменция. Умственная отсталость, в зависимости от выраженности нарушений, традиционно подразделяется на степени дебильности, имбецильности, идиотии.
НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА (умственная отсталость)	Понятие умственная отсталость в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее

Слайд 4НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
(умственная отсталость)
Ранее по международной статистической классификации болезней, травм и

причин смерти 9-го пересмотра (МКБ-9) выделялись следующие группы:
а) умственная отсталость в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубокой умственной отсталостью);
б) умственная отсталость в степени имбецильности (дети с глубокой умственной отсталостью);
в) умственная отсталость в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой умственной отсталостью).
НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА (умственная отсталость)	Ранее по международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра (МКБ-9) выделялись

Слайд 5ДЕБИЛЬНОСТЬ- умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может обучаться по

специальным (коррекционным) программам, овладевать несложными рабочими профессиями
ДЕБИЛЬНОСТЬ- умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может обучаться по специальным (коррекционным) программам, овладевать несложными рабочими

Слайд 6 ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ, умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может овладевать речью

и усваивать несложные навыки самообслуживания и обслуживающего труда. У детей с Имбецильностью наблюдаются глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы. Определенная часть детей может овладеть простейшими навыками чтения, письма, счета. После специального обучения они могут работать в специально организованных мастерских.
ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ, умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может овладевать речью и усваивать несложные навыки самообслуживания и

Слайд 7 ИДИОТИЯ - самая глубокая степень умственной отсталости. Детям, страдающим Идиотией, недоступно

осмысление окружающего мира, речь развивается крайне медленно или не развивается вообще. Для таких детей характерно нарушение моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. Часто тяжесть нарушений такова, что дети ведут лежачий образ жизни. У детей, страдающих Идиотией, крайне трудно формируются элементарные навыки самообслуживания.
ИДИОТИЯ - самая глубокая степень умственной отсталости. Детям, страдающим Идиотией, недоступно осмысление окружающего мира, речь развивается крайне

Слайд 8Возникла необходимость пересмотра прежней классификации, что нашло отражение в МКБ-10
Термины «дебильность»,

«имбецильность» и «идиотия» полностью исключены из МКБ-10. Это сделано в связи с тем, что они вышли за сугубо медицинские рамки, стали играть социальный (негативный) оттенок. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.

В данной классификации умственная отсталость трактуется как «состояние задержанного или неполноценного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей». В соответствии с данной классификацией выделяются следующие степени умственной отсталости:

Возникла необходимость пересмотра прежней классификации, что нашло отражение в МКБ-10Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» полностью исключены из

Слайд 9МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНИ (МКБ - 10)

МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНИ (МКБ - 10)

Слайд 10по МКБ-10
группы детей с легкой и умеренной
умственной отсталостью являются

обучаемыми,

группы детей с выраженной и глубокой умственной отсталостью – необучаемыми.
по МКБ-10 группы детей с легкой и умеренной умственной отсталостью являются обучаемыми, группы детей с выраженной и

Слайд 11Причины умственной отсталости
Эндогенные (внутренние), чаще всего наследственные.
Экзогенные (внешние)-врожденные и рано приобретенные

(до возраста 3-х лет)
Причины умственной отсталостиЭндогенные (внутренние), чаще всего наследственные.Экзогенные (внешние)-врожденные и рано приобретенные (до возраста 3-х лет)

Слайд 12Клинико- психологическая характеристика детей с умственной отсталостью
Недоразвитие познавательных процессов.

Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Их опыт крайне беден. Они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается только после многочисленных повторений.
Клинико- психологическая характеристика детей с умственной отсталостьюНедоразвитие познавательных процессов.  Дети с умственной отсталостью меньше, чем их

Слайд 13Восприятие часто страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. Но и

в случае сохранности анализаторов нарушена обобщенность восприятия. Восприятие характеризуется замедленным темпом — требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст. Из-за умственного недоразвития с трудом выделяют главное, не понимают внутренних связей между частями, персонажами. Восприятие недостаточно дифференцировано. При обучении это проявляется в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Характерна узость объема восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Дети испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8 —9 лет не различают правую и левую стороны, не могут найти свой класс, туалет, столовую в школе; ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года. Дети плохо распознают отношения событий во времени и пространстве; понятия «раньше», «позже», «правее», «левее» улавливаются ими с трудом. Умственно отсталые дети значительно позже своих нормально развивающихся сверстников начинают различать цвета; особую трудность представляет различение оттенков цвета.
Восприятие часто страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в случае сохранности анализаторов нарушена обобщенность

Слайд 14Мышление. Мыслительные процессы тугоподвижны. Абстрактное мышление не развивается вообще или слабо,

дети остаются на уровне конкретных понятий. Большую трудность представляет понимание отвлеченных связей, не основывающихся на непосредственном восприятии, а также последовательности событий. Дети не понимают причинно-следственных связей между предметами и явлениями, им доступно лишь понимание связей между явлениями, основанное на наглядном опыте. Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор, в неумении оперировать родовыми и видовыми понятиями. Все мыслительные операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Анализ дети проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в них отдельные части, дети не устанавливают связи между ними, а следовательно, затрудняются составить представление о предмете в целом. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, проводят сравнение по несущественным признакам, а часто — по несоотносимым.. Мышлению умственно отсталых детей свойственна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу; они часто не замечают своих ошибок. Детям с умственной отсталостью присуща слабая регулирующая роль мышления:  обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на развитии других познавательных процессов.
Мышление. Мыслительные процессы тугоподвижны. Абстрактное мышление не развивается вообще или слабо, дети остаются на уровне конкретных понятий.

Слайд 15Память. Дети с умственной отсталостью лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно

воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти проявляется не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько в трудностях ее воспроизведения, т. к. воспроизведение — процесс, требующий волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Дети испытывают наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала. Слабо развита опосредованная, смысловая память.Особенность памяти умственно отсталых детей — эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости. Чаще, чем у нормальных сверстников, у умственно отсталых наступает состояние охранительного торможения. Испытывают трудности в воспроизведении образов восприятия — представлений. Представления характеризуются недифференцированностью, фрагментарностью.
Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций.
Память. Дети с умственной отсталостью лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются

Слайд 16Речь. Недостатки развития речи физиологически вызваны нарушением взаимодействия между первой и

второй сигнальными системами. Недостаточное восприятие и понимание речи окружающих связано с медленно развивающимися условными связями в области речеслухового анализатора (долго не различают звуки речи, не дифференцируют слова окружающих). Так как развитие речевой моторики, так же как и общей, замедлено, запаздывает развитие артикуляционных движений. Страдают все стороны речи — фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая. У умственно отсталых детей широко распространены фонетические нарушения (от 65 до 85%) по причинам общего познавательного недоразвития, недоразвития речевой моторики (параличи, парезы, гиперкинезы) и фонематического восприятия (неразличение фонем), аномалий артикуляционного аппарата (нёба, губ, зубов). Активный словарь гораздо беднее пассивного; речь младших школьников состоит в основном из существительных и обиходных глаголов; прилагательные, наречия, союзы встречаются редко.). Дети испытывают трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, следовательно, наблюдаются различные расстройства письма, трудности овладения техникой чтения. Снижена потребность в речевом общении.

Речь. Недостатки развития речи физиологически вызваны нарушением взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Недостаточное восприятие и

Слайд 17Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью. В основном недоразвито

произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, а, как правило, бросают работу.
Если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте или виде деятельности;
неадекватным уровнем притязаний.

Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью. В основном недоразвито произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное.

Слайд 18Эмоционально-волевая сфера. Эмоции недоразвиты: нет оттенков переживаний. Эмоции неустойчивы (состояние радости

без особых причин сменяется печалью, смех — слезами). Переживания неглубокие,поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции неадекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (эйфория, дисфория, апатия). Для умственно отсталых детей актуальны лишь непосредственные переживания, они часто не могут оценить возможные последствия тех или иных событий и поступков. Для эмоций, так же как и для мышления, характерна недостаточная переключаемость. Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью.
В деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки, неумение подавлять непосредственные влечения. Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Из-за непосильности требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.
Эмоционально-волевая сфера. Эмоции недоразвиты: нет оттенков переживаний. Эмоции неустойчивы (состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех

Слайд 19Деятельность. У детей не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленная деятельность,

имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Мотивация характеризуется неустойчивостью, скудостью, ситуативностью. Умственно отсталые дети приступают к работе без предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью; в результате в ходе работы часто уходят от правильно начатого выполнения действий. При этом они соскальзывают на действия, производимые раньше, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Дети не соотносят получаемый результат с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Они не критичны к своей работе. Навыки простого чтения, письма усваиваются очень медленно, и для полного усвоения задание нужно повторять многократно на протяжении 10 — 20 дней.
Личность. Интересы, потребности и мотивы поведения примитивны, преобладающими среди них являются элементарные органические потребности. Общая активность снижена. Затруднено формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Отсутствует гибкость, поведение стереотипное, шаблонное. С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувство долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков. Развитие способностей и компенсирующих возможностей ограничено. Самосознание характеризуется некритичностью к своим и чужим поступкам, неадекватной самооценкой.
Деятельность. У детей не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности.

Слайд 20Предупреждение умственной отсталости
Большинство вероятных случаев возникновения умственной недоразвитости можно легко диагностировать

во время беременности или в раннем возрасте ребенка. С этой целью во всех женских консультациях и родильных домах проводятся специальные скрининговые исследования.
Для предупреждения заболевания у будущего малыша, беременная женщина должна придерживаться здорового образа жизни, избегать стрессовых ситуаций и вовремя проходить необходимые исследования.
После рождения, мамам следует внимательно относиться к здоровью ребенка, тщательно выполнять все рекомендации врачей-педиатров и в случае подозрения на задержку в развитии незамедлительно обращаться к специалистам.
Несмотря на то, что многие формы умственной отсталости считаются неизлечимыми, важную роль в жизни такого ребенка играет правильная коррекция его психики. Ранняя диагностика, поддержка семьи, необходимая помощь психиатров и психотерапевтов и социальная реабилитация способны заметно изменить уровень качества жизни детей с диагнозом умственная отсталость.
Предупреждение умственной отсталостиБольшинство вероятных случаев возникновения умственной недоразвитости можно легко диагностировать во время беременности или в раннем

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть