Слайд 1Выполнила: воспитатель МБДОУ
«Детский сад ОВ №130»
Шаронова А.В.
Проектная деятельность
«Здоровая
семья – здоровый ребенок»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №130»
г. Воронеж
Слайд 2Актуальность проблемы:
На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в
деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в детском саду.
Большое внимание уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни. Взаимодействие ДОУ и семьи – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместная работа строится на принципах добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и каждой семье.
Но при этом существует проблема незаинтересованности родителей в организации двигательной деятельности детей. При изучении данной проблемы становится ясно, что это происходит из- за:
неосведомленности родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми;
недостаточности знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;
нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;
невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Слайд 3Цель проекта : повышение стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми
для формирования основ здорового образа жизни, которую было решено осуществлять в рамках проекта «Здоровая семья – здоровый ребенок!».
Задачи:
Дать родителям представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей группы.
Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Познакомить родителей с формами и методами работы нашего МБДОУ по полноценному физическому развитию детей.
Познакомить родителей с методами обучения ребёнка двигательной активности, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
Помочь родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни.
Слайд 4Составляющее здоровье
Психическое здоровье
Нравственное
здоровье
Физическое здоровье
Социальное здоровье
Слайд 5Физический аспект
Характеризуется уровнем физического развития, отношение к своему здоровью как к
великой ценности
Психический аспект
Включает в себя личностные категории, а также характеризуется уровнем развития психических процессов со степенью регуляции эмоционально-волевой сферы
Социальный аспект
Определяет степень социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок к всесторонней активности в окружающей среде
Нравственный аспект
Подразумевает нравственную ориентацию личности, ее менталитет по отношению к самому себе, природе и обществу.
Слайд 6Основные положения работы ДОУ в области формирования культуры ЗОЖ у детей
Формирование
ассоциативных связей с понятиями и символами культуры ЗОЖ
(создание вокруг ребенка среды «Здоровья»)
Создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев здорового образа жизни
(профилактика вредных привычек)
Создание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни
Многоэтапная, постоянная, непрерывная воспитательная работа
Оздоровительная направленность образовательного процесса
Обеспечение психологической безопасности личности
Повышение психоэмоциональной устойчивости
Опора на разработанную программу по в соответствии с ФГОС «Детство»
Слайд 7Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
Образовательная программа: использование
технологий обучения ЗОЖ
Занятия
Беседы
Дидактические игры
Игровые ситуации
досуги
Организация предметно- развивающей среды
Спортивный зал
Спортивный уголок в группе
Работа с родителями
Собрания
Консультации
Развлечения
Слайд 8Занятия и беседы
Тематические беседы для детей подготовительной группы «Азбука здоровья»
«Твое
тело»
Много веков назад люди поняли, насколько важно заботиться о своем здоровье, держать в чистоте и закалять тело, чтобы оно всегда было крепким и сильным. Важно также быть осторожным, не подвергать опасности свою жизнь, правильно питаться, не лениться и дружить со спортом. Но в наше время найдется немало людей, которые не научились или не захотели следовать этим правилам. Многие даже не знают, как правильно называются те или иные части тела. А вы знаете?
Педагог предлагает показать детям разные части тела
«Как ты растешь?»
Вы замечали, что взрослые почти не растут? Почему?
Скелет человека состоит из твердого костного вещества и мягкого хряща. Именно хрящ помогает нам расти и постепенно превращаться из маленьких в больших.
- что такое хрящ?
- чьи кости можно повредить легче всего? (новорожденных и стариков)
- как вы думаете сколько костей у человека?
У младенца около 300 костей. В процессе роста многие из них срастаются друг с другом. В твоем скелете примерно 220 костей. У взрослого человека 206 костей.
- как вы думаете, где находиться самая маленькая косточка?
Самая маленькая косточка – размером с рисовое зернышко – называется стремянной косточкой и находится глубоко внутри уха. Самая длинная – бедренная кость.
«Личная гигиена»
Есть предметы гигиены, которыми могут пользоваться только ты и те, которыми могут пользоваться все члены твоей семьи.
Педагог предлагает разобрать на две группы эти предметы. После этого ставит две корзинки, и начинают заново
Какие правила личной гигиены вы знаете?
Слайд 9 «Кожа, волосы и ногти»
- Ребята, потрогайте свою кожу, какая она?
Зачем она нужна? Да, все твое тело покрыто кожей. Она – твоя природная одежда и защита. Кожа помогает организму освобождаться от лишней влаги и вредных веществ. Через поры она испаряет пот и впитывает воздух, необходимый всем частям твоего тела.
- от чего предохраняет кожа наши органы?
От повреждений и сообщает тебе, что происходит вокруг – жарко или холодно.
- как мы это понимаем? (правильно, кожа покрывается мурашками или краснеет)
- как вы думаете, кожа одна всю жизнь?
Кожа постоянно обновляется. Ее верхний слой стареет и постепенно отшелушивается, а под ним появляется новый.
- какова толщина кожи?
Кожа бывает разной толщины – от одного миллиметра на веках до 5 миллиметров и более на ступнях ног.
- что происходит с кожей, когда на нее воздействует солнце?
Ногти и волосы тоже кожа, только более плотные. Ногтевая пластина формируется под кожей и постепенно отрастает. Самые длинные ногти в мире были у одного жителя Индии, 4 метра 9 сантиметра, он отращивал их специально, чтобы прославиться. Не думаю, что нужно следовать его примеру.
«Зачем нужен сон?»
- Ребята, мы треть жизни проводим во сне. Что делает организм в это время?
Мышцы тела отдыхают, организм расслабляется, восстанавливает или заменяет поврежденные клетки, растет, мозг переваривает и усваивает полученную информацию за день.
- во сколько вы ложитесь спать?
- во сколько вы встаете? А нужно через 9-10 часов
- нужно ли спать днем? Сколько по времени?
- будете ли вы спать днем, когда пойдете в школу?
Дневной сон очень важен и для первоклассников. От занятий и новых впечатлений мозг сильно устает, и ему необходимо отдохнуть, чтобы восстановить силы перед приготовлением домашних заданий.
А теперь познакомимся с правилами здорового сна!
Слайд 10«Зачем тебе сердце»
Ребята, положите правую руку на левую сторону грудной клетки.
Что
вы чувствуете?
Сердце в на латинском называется - кар, вы, наверное, слышали фразу сделать кардиограмму сердца. Сердца -это мотор в наше теле, Пока оно стучит мы живём. Работу сердца можно сравнит с работой насоса, он работает без прерывно даже когда ты спишь, оно трудится перегоняя кровь по сосудам доставляя кислород и необходимые химические элементы в клеток организма. В спокойном состоянии сердце сокращается 75 раз в минуту, при нагрузке сердцебиение учащается.
Ребята, а хотите узнать какой величины ваше сердце?
Сожмите свою ладошку в кулачок, а теперь посмотрите на него. Ваш кулачок и есть величина вашего сердечка и форма.
- как вы думаете как работает ваше сердце?
Его сердца напоминает работу насоса. Чтобы кровь попала по назначению, от сердца отходят толстые трубки – кровеносные сосуды, которые затем делятся на более мелкие. Когда сердце сокращается – кровь из правой стороны проходит в легкие забирает кислород и уходит в левую половину. А от туда уже по всему телу.
«Как ты дышишь»
На прогулке, во время игр и даже во сне, сам того не замечая, ты вдыхаешь в себя воздух и выдыхаешь его наружу, то есть дышишь. Без дыхания нет жизни. У человека в процессе дыхания участвуют трахея, бронхи и легкие. Покажите где легкие у вас? Что их защищает? Что мы вдыхаем? А выдыхаем? Всегда нужно стараться дышать через нос. Почему?
Через нос вдыхаемый воздух проникает в похожую на пещерку носовую полость. Ее стенки покрыты слизью и пучками тончайших колеблющихся волосков. Здесь холодный воздух согревается, а горячий, наоборот, остывает. Пыль и микробы прилипают к слизи, а волоски помогают удалить их из организма вместе с вредными для твоего здоровья веществами.
Куда идет воздух дальше? По трахее к легким, они создают из крошечных пузырьков, похожих на розовые воздушные шарики. Легочные пузырьки покрыты сетью мельчайших кровеносных сосудов. Через их стенки в кровь поступает необходимый для жизни кислород. Углекислый газ, от которого освободились клетки, поднимается по разветвлениям бронхов в трахею, а далее – в рот или нос, и выходит наружу при выдохе, вместе с воздухом.
Слайд 11Продуктивная деятельность - аппликация
Обведение трафарета.
Вырезание по линиям.
Слайд 14Дидактические игры
«Что сначала - что потом (режим дня)»
Задачи: закреплять представления о
том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснять свои действия.
Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.
Описание: предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.
«Лабиринты здоровья»
Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картинку целиком, мысленно строить маршрут "путешествия".
Материал: карточки с изображением лабиринтов.
Описание: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела, для которой он предназначен. Объяснить, как и для чего используется данный предмет.
Слайд 15«Вредно – полезно».
Задачи: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья.
Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, грамматически правильную речь.
Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью, фишки-картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации.
Описание:
Вариант 1. Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить: на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющиеся полезными.
Вариант 2. Ребёнку предлагаются парные карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на них фишками-картинками, соответствующими условиям заданной ситуации.
«Здоровый малыш»
Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным,
бережным отношением к своему здоровью.
Правила игры.
Ведущий раздает большие карточки детям и показывает маленькие карточки. Тот, у кого подходит эта карточка объясняет «хорошо это или плохо».
Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою большую карточку.
Слайд 16«Полезная и вредная еда»
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда
полезна, какая вредна для организма.
Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).
Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
«Азбука здоровья»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
Слайд 17
Это бодрость и здоровье
Это радость и веселье!
Плюс хорошая фигура –
Вот
что значит физкультура!
Организация предметно- развивающей среды
Спортивный зал
Слайд 18Спортивный уголок в группе
Чтоб расти и закаляться,
Будем спортом заниматься!
Закаляйся, детвора!
В добрый
час! Физкульт – ура!
Слайд 19Игровые ситуации
на прогулке
Спорт – любимая игра,
В нее играем мы всегда.
Те, кто
спортом увлечен,
Здоровьем не обделен!
Как усталость победить,
И бодрым всегда быть?
Мы ответим без труда,
Спорт – вот лучшая игра!
Слайд 20«Правила дорожного движения»
«На приеме у врача»
Сюжетно-ролевые игры в группе
Слайд 23Родители заполняют анкету
Ирга с родителями «Съедобное-несъедобное»
Работа с родителями
Собрание
Слайд 24Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес
к спорту, активность и инициативу. Этому способствует близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.
Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей. Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.
Слайд 25Родительское собрание в подготовительной группе «Семья — здоровый образ жизни»
Ход собрания.
Человек-
совершенство природы. Но для того чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.
Здоровье детей и их развитие - одна из самых главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально – экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно – приспособленных возможностей организма. Это хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы. Здоровье детей – забота всех.
Обратим особое внимание на самые распространенные нарушения здоровья наших детей. из 100% всех детей – первоклассников у 8% -нарушение осанки, у 10% плоскостопие, у 10% - сколиоз. Правильная осанка не дается нам с рождения. Это условный двигательный рефлекс, и его надо вырабатывать. Чтобы наши дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво, нам, родителям придется приложить усилия. Когда ребенок хватает еду с тарелки руками, потому что ему так удобнее, мы взрослые, его останавливаем, показываем, как надо правильно есть, и следим потом, чтобы этот навык был доведен до автоматизма. Почему же мы не следим, чтобы ребенок не сидел ссутулившись, не стоял перекосившись, не добиваемся, чтобы навык держать спину ровно стал естественной потребностью? Между прочим, правильная осанка не только красиво, но и функционально. Значит когда ребенок стоит ровно, он меньше устает. Плохая осанка затрудняет дыхание, кровообращение и может довести до близорукости и остеохондроза.
У 13% младших школьников – отклонение зрения. Если выполнять несложные правила, то в большинстве случаев можно предотвратить это нарушение зрения. Очень важно держать книгу ближе 30см от глаз. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия. В результате развивается близорукость. Пребывание на природе, где большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз. Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены микробы. Поэтому глаза нужно беречь от травм, попадания инородных предметов, пыли, тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все родители уже достаточно наслышаны о пользе режима дня, так, что доказывать эту пользу необходимости, пожалуй, нет. Режим – это рациональное чередование работы и отдыха.
Слайд 26Пребывание ребенка на свежем воздухе это использование естественных факторов природы для
оздоровления и закаливания их организма. Помните, чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет.
Что касается питания необходимо подчеркнуть, что надо противостоять привычке «перехватывать» что – ни будь на бегу. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.
Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне является в 7 лет 10 – 11 часов. Воздух должен быть свежим. Сон важно оберегать, когда ребенок заснул. А перед сном не следует читать детям страшные сказки, не играть в подвижные игры, не смотреть телевизор.
Итак, воспитывать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни.
Рациональный режим.
Систематические физкультурные занятия.
Правильное питание.
Благоприятная психологическая обстановка в семье – хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание. Желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досуга.
Слайд 27Анкета для родителей. Здоровый образ жизни
Цель анкеты состояла в том, что
бы выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.
1. Состав Вашей семьи.
2. Есть ли у ребенка братья или сестры? Какие отношения складываются у него с ними?
3. Имеет ли ребенок отдельную комнату?
4. Какая обстановка «царит» в Вашей семье (часто ли Вы ссоритесь между собой, нервничаете. ?
5. В какое время Вы уходите на работу и когда приходите домой?
6. Много ли времени Вы уделяете ребенку (играете, занимаетесь с ним?
7. Приходится ли Вам наказывать ребенка? Как часто? Почему?
8. Интересуетесь ли Вы тем, что беспокоит ребенка, что он чувствует, в чем заинтересован?
9. Посещает Ваш ребенок кружки, спортивные секции?
10. Много ли времени проводит Ваш ребенок перед телевизором? Какие программы предпочитает смотреть?
11 .Есть ли дома компьютер? Умеет ли ребенок им пользоваться? Если
«да», то, сколько времени он проводит перед ним?
Слайд 2812. Умеет ли ребенок играть самостоятельно? Какие игры предпочитает? Вовлекает ли
Вас в игру?
13. Как Вы проводите свои выходные?
14. Выезжаете ли Вы за город? Как часто?
15. Часто ли Вы гуляете с ребенком?
1б. Где Ваш ребенок проводит лето, время Вашего отпуска?
17. Курит ли кто-либо в Вашей семье? Как ребенок реагирует на это?
18. Что Вы понимаете под определением «здоровый образ жизни»?
19. Что для Вас значит здоровый ребенок?
20._Часто ли Ваш ребенок болеет? Чем?
21. Часто ли жалуется на усталость, недомогания, капризничает, плачет?
Если «да», то в чем, по Вашему мнению, причина такого поведения?
22. Соблюдаете ли Вы режим дня дошкольника? Почему?
23. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику вместе с ребенком?
24. Как часто Ваш ребенок принимает ванну? С удовольствием ли он это
делает?
25. Следите ли Вы за осанкой вашего ребенка? Как?
Слайд 31Для здоровья важен спорт,
Чтоб болезням дать отпор.
Нужно спортом заниматься,
И здоровым оставаться!
Развлечения
Веселые
старты
Слайд 32Правильное питание и уход за детьми – первое правило здоровья!
Слайд 33Папы завязывают бантики!
Подарок для бабушки!
Слайд 35Свежий воздух малышам
Нужен и полезен!
Очень весело гулять нам!
И никаких болезней!...
Слайд 36Кот не пьёт на завтрак чай.
Просит: «мяу, рыбку дай!»
Пёс не пьёт
на завтрак чай.
Он попросит: «кости дай!»
Ну а с папой и сестрой
Чай на завтрак часто пьём.
К чаю сушки, к чаю плюшки,
К чаю сладкие ватрушки.
Ну а кашу съем потом,
Вместе с псом или котом.
Слайд 37Спорт приходит в каждый дом,
Даже в тот, где мы живем.
Спортом ты
скорей займись,
Будь здоровым на всю жизнь.
Слайд 38Юное тело свое закалять
Больших довиваться высот
Отвагу и волю в себе воспитать
Поможет
нам спорт.
Слайд 40Дети – цветы жизни,
Недаром так говорят,
Не нужно лишней здесь харизмы,
Все дети
– наш цветущий сад.
Давайте их оберегать!!!