Слайд 1
Проектная деятельность в детском саду
воспитатель: Буйнова О.А.
Красноярск 2018 г.
Российская Федерация
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 38»
660098, г. Красноярск, ул. Водопьянова, 24 «Д», E-mail:dou38@inbox.ru
тел./факс 8(3912)001538
ОГРН 1162468094502 ИНН/КПП 2465149744/246501001
Слайд 2С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его
окружает. Для него все в этом мире происходит впервые: и солнце светит, идет дождь, страх и радость.
Поэтому всем хорошо известно, что детей называют «почемучками»
Естественно самостоятельно ребенок не может найти ответы на интересующие его вопросы – в этом ему помогают взрослые.
Именно с целью помочь ребенку лучше познать окружающий его мир в дошкольных учреждениях широко используется метод проблемного обучения – или так называемый проектный метод обучения.
Слайд 3
Проектный метод – это, прежде всего осуществление замысла от момента
его возникновения, до его завершения с целью прохождения определенных этапов деятельности.
Один из основоположников этого метода У. Кильпатрик считал, что проект предполагает
«энергичную от всего сердца деятельность»
«Что я знаю,
Что я хочу узнать,
Для чего мне это надо,
Где я могу это узнать
И как применить» - вот основной тезис своевременного понимания метод проектов.
Слайд 4
Метод проектов является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие ребенка,
его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена одной основной проблемой.
Так, например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит детей с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей их образов в народно-прикладном искусстве.
По продолжительности проекты бывают:
краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня)
длительными (от 1 месяца до 3 месяцев)
долгосрочными ( в течении всего учебного года)
Слайд 5
Работа над проектом включает в себя составляющие обоснованного плана действий, который
формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит несколько этапов:
Постановка цели;
Поиск реализации проекта;
Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
Организация познавательной, предметной и развивающей среды;
Определение направлений поисковой и практической деятельности;
Работа над частями проекта;
Коллективная реализация проекта, его демонстрация;
Слайд 6В настоящее время проекты классифицируются:
по составу участников
по целевой установке
по тематике
по срокам
реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов.
Ролево- игровые ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)
Информационно-практико-ориентированные – (дети собирают информацию и реализуют ее ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.)
Исследовательско-творческие – (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна)
Творческие – (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)
Слайд 7
Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то уже начиная
с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Мои любимые игрушки», «Азбука здоровья»
Значимы и другие виды проектов:
Комплексные: «Книжкина неделя», «Мир театра», «Эхо столетий»
Межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»
Творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы», «Наш Казахстан»
Групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Познай себя» , «Подводный мир», « Сказки о любви»
Индивидуальные: «Секреты бабушкиного сундучка», « Я и моя семья», « Сказочная птица»
Исследовательские: «Питание и здоровье», «Дыхание и здоровье»
Слайд 8
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является прежде всего развитие
творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачами развития являются:
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Развитие познавательных способностей;
Развитие творческого воображения;
Развитие творческого мышления;
Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
Слайд 9
В младшем возрасте – это:
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая
роль педагога);
Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (весте с педагогом)
Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты)
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
Слайд 10
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.
В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Слайд 11Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать
обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей.
Слайд 12
Советы по работе над проектом
Глубоко изучить тематику проекта.
При составлении совместного плана
работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
Создавать игровую мотивизацию, опираясь на интересы детей, их эмоциональный отклик.
Вводить детей в проблемную ситуацию доступную для их понимания с опорой на детский опыт (личный)
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотрудничества с ребенком используя индивидуальный подход.
Развивать творческое воображение, фантазию детей.
Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Слайд 13
Заключительный этап проекта – следует тщательно готовить и проводить в виде
презентации, шоу, театрализованного действия и т.д.
Таким образом метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Слайд 14Желаю вдохновения и творческих успехов!