Проект на тему:
«Русские народные сказки – культурное богатство русского народа»
Подготовила: Алёшина Н.В,
воспитатель МДОУ
2018-2019г.
МДОУ Красночикойский детский сад «Берёзка»
Слайд 2
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну
а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
А. Лесных
Слайд 3Актуальность темы
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное
народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики…».
Слайд 4Актуальность темы
. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она
учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Слайд 5Актуальность темы
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и
эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
Слайд 6Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши
дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Слайд 7
Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.
Срок реализации: 3 месяца
Участники проекта: - воспитатель -
дети средней группы группы, родители
Конечный продукт : НОД «Путешествие по русским народным сказкам»
Слайд 8Задачи:
Для детей:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям
народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Для родителей:
•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
•Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагога:
•Развитие творческого потенциала ребенка;
Цель:
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа через знакомство с русскими народными сказками.
Слайд 9Ожидаемые результаты:
По окончании проекта дети будут иметь представление о богатстве русской
народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Слайд 10Формы работы:
- беседы
- экскурсия в музей
- показ сказок
-
продуктивная деятельность детей
- выставки творческих работ детей.
Слайд 11Этапы проекта :
Подготовительный этап
Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей
среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
Слайд 12Этапы проекта :
Подготовительный этап:
Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего
ребенка»
Слайд 13Этапы проекта :
Подготовительный этап:
1. Консультации для родителей:
«Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
2. Чтение русских народных сказок.
3. Изучение методической литературы.
Слайд 14Этапы проекта :
Подготовительный этап:
Обогащение развивающей среды:
в книжный уголок – внесение
русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций с изображением героев сказок по мере изучения;
Слайд 15Этапы проекта :
Подготовительный этап:
Обогащение развивающей среды:
в игровую зону – маски;
Слайд 16Этапы проекта :
Подготовительный этап:
Обогащение развивающей среды:
в ИЗО – раскраски с изображением
сюжетов и героев русских народных сказок,
Слайд 17Этапы проекта :
Подготовительный этап:
Обогащение развивающей среды: музыка – семейские сарафаны
и косоворотки для детей.
Слайд 18Этапы проекта :
Подготовительный этап:
Подбор и изготовление атрибутов к драматизации сказки
«Капуста», «Три медведя»
Слайд 19 Подготовительный этап: дидактические игры
Слайд 20Этапы проекта :
Подготовительный этап:
Иллюстрации к сказкам «Узнай сказку»
Слайд 21Этапы проекта :
Подготовительный этап:
Создание картотеки игр:
Русские народные игры - «Водяной», «Бабушка
Маланья», «Волк и семеро козлят»,
«У медведя во бору», «Гуси- лебеди»,«Кот и мышь»,«Курочка -хохлатка», «Золотые
ворота».
Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
сказку», «Найди пару», «Какой герой в этой сказке лишний», «Найди лишнюю сказку», «Угадай кто лишний», «Угадай из какой сказки», «Собери сказку», «Пазлы – найди пару»
Загадки о сказках.
Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Физминутки по русским народным сказкам.
Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста для мини-библиотеки.
Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
Слайд 22Этапы проекта :
Основной этап:
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном
богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям
народной культуры.
Слайд 23Этапы проекта :
Основной этап:
Организация игровой деятельности
Слайд 24Этапы проекта :
Основной этап:
Слушание музыкальных произведений
Беседы:
«Что бы ты сделал, если
бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож»
«В гости к книге»
«Кто рисует картинки к сказкам»
Слайд 25Этапы проекта :
Основной этап:
по художественному творчеству:
Рисование по русской народной
сказки «Три медведя»
Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Аппликация «Заюшкина избушка»
Слайд 26Этапы проекта :
Основной этап:
Познавательное занятие:
«Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Путешествие
в сказку « Заюшкина избушка»
Творческое рассказывание по сказке «Теремок»
Экскурсия в музей семейской избы
Слайд 27Этапы проекта :
Основной этап:
Драматизация сказки «Капуста», «Три медведя»
Слайд 28Этапы проекта :
Заключительный этап:
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе
проектно-
исследовательской деятельности.
Слайд 29Этапы проекта :
Заключительный этап:
Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»
Слайд 30Этапы проекта :
Заключительный этап:
Оформление фотовыставки «Экскурсия в семейскую избу»:
Слайд 31Этапы проекта :
Заключительный этап:
Итоговое мероприятие: «Путешествие по русским народным сказкам»